Опера, РПЦ и новодел. Что не так с памятниками в Крыму
07.10.2019 10:44
—
Новости Культуры
|
ЮНЕСКО опубликовало очередной доклад о положении дел в Крыму. Особую тревогу специалистов международной организации вызывает состояние объектов всемирного наследия и кандидатов на включение в этот список. Российские власти проводят работы по благоустройству и реставрации исторических памятников, которые угрожают их сохранности. Местные эксперты подтверждают многочисленные нарушения установленных норм и правил при проведении работ. ![]() Доклад генерального секретаря ЮНЕСКО касается ситуации на полуострове в сферах образования, науки, культуры, распространения информации и функционирования СМИ. Он подготовлен к 207-й сессии международной организации, которая пройдет с 9 по 23 октября в Париже. Текст доклада Новодел под видом реставрацииОсобое внимание эксперты ЮНЕСКО уделили сохранности двух историко-культурных памятников. Первый из них — древний город Херсонес Таврический и его хора (сельскохозяйственная округа) — находится на территории Севастополя. Этот полис был основан древнегреческими поселенцами в V веке до нашей эры и просуществовал до конца XIV века. В 2013 году археологический памятник внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Второй объект — Ханский дворец в Бахчисарае. В XVI—XVIII веках он был резиденцией крымских ханов, а сегодня представляет собой единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Комплекс с 2003 года является кандидатом на включение в Список всемирного наследия. В докладе говорится о том, что специалисты обеспокоены стремлением Русской православной церкви принять в собственность 24 объекта в «Херсонесе Таврическом», которые являются неотъемлемой частью объекта культурного наследия. Проведение на территории заповедника международного оперного фестиваля без разрешения фактического собственника объекта в ЮНЕСКО считают «недопустимым как с юридической, так и с этической точек зрения». В информационном бюллетене, выпущенным Россией к 43-й сессии Комитета всемирного наследия летом этого года, Херсонес включили в число «российских объектов в Списке всемирного наследия». В ЮНЕСКО такой шаг назвали «одним из прецедентов вопиющего пренебрежения Россией нормами и принципами международного права». Руководство организации указало на недопустимость подобных действий. Больше критики высказано в докладе в отношении историко-культурного комплекса в Бахчисарае. «Сохранность культурного наследия Ханского дворца в Бахчисарае… по-прежнему вызывает серьезную озабоченность», — отмечается в докладе. Комплекс в Бахчисарае является кандидатом на запись в Список всемирного культурного наследия. Власти «в 2017 году запустили масштабные реставрационные работы на этом участке, что полностью противоречит международному праву», — говорится в документе. В ЮНЕСКО считают неприемлемым, что перед этим были уволены реставраторы, которые занимались этим объектом несколько десятков лет, а старинные конструктивные элементы в здании Большой Ханской мечети заменили новоделами вместо того, чтобы отреставрировать существующие. При этом, как пишут авторы доклада, «грубо пренебрегли аутентичной технологией работы, характерной для XVI—XVIII веков». В процессе были повреждены росписи XVIII века, а оштукатуренный фасад пошел трещинами, когда его стали чистить при помощи мощной водной струи. ![]() «Самым тревожным фактом является то, что все эти реставрационные работы контролируется строительным персоналом, не имеющим ни опыта, ни квалификации в области реставрации исторических построек. Такие насильственные и необдуманные действия создают реальную угрозу уничтожения этого уникального исторического памятника. Проведение указанных работ без разрешения компетентных органов Украины является вопиющим нарушением суверенных прав государства и норм международного права. Работы направлены на полное уничтожение памятника через утрату его подлинности», — констатировали в ЮНЕСКО. После того как в 2015 году Россия внесла заповедник «Херсонес Таврический» в список федеральной собственности, на его территории начались масштабные преобразования. Популярный достопримечательный объект попытались сделать более удобным для туристов: отсыпали дорожки из гравия, сверху настелили доски, поставили скамейки и мультимедийные стенды, провели подсветку, соорудили трехмерную карту городища и новые входы, по всему заповеднику развесили полотнища с изречениями известных людей о боге и патриотизме. Этим дело не ограничилось. Ради проведения упомянутого в отчете ЮНЕСКО оперного фестиваля, который ежегодно посещает президент России Владимир Путин, прямо посреди кварталов древнего города появилась сцена с трибунами. Такого рода «улучшения» не могут, по мнению крымских ученых, появиться в черте древнего города. «На городище никакого благоустройства просто не должно быть. Древние постройки должны сохраняться в первозданном виде, их нужно консервировать, если необходимо — проводить реставрационные работы. На древнем городище не должно быть никаких современных конструкций, изменяющих аутентичный вид памятника, а также историко-культурный ландшафт», — рассказал в интервью Радио Свобода археолог и реставратор, бывший сотрудник Херсонесского заповедника Анатолий Туманов. По словам эксперта, трехмерная карта Херсонеса, установленная прямо на древней дороге, ведущей в город, является «капитальной конструкцией, запрещенной по закону». Сцена с трибунами, трансформаторы, мощные динамики, световая аппаратура, километры проводов и деревянные дорожки угрожают сохранению культурного наследия, считает Туманов: «Все это имеет огромную массу, давит на культурный слой, создает вибрационное воздействие на древние стены. Все это является пожароопасными конструкциями и в случае возгорания приведет к необратимым последствиям», — указал реставратор. По его мнению, в результате проведенных преобразований ЮНЕСКО легко может перевести «Херсонес Таврический» в разряд памятников всемирного наследия, находящихся под угрозой. ![]() Что касается работ, проведенных в Ханском дворце, то их, по мнению специалистов, сложно признать реставрационными. Это уже привело к частичной утрате аутентичности данного объекта. Строительные работы на территории дворцового комплекса «Работы начали зимой, без установки навеса, а просто натянув полиэтиленовую пленку, что недопустимо. В результате дождевая и талая вода проникли во все конструкции, произошли системные изменения в стенах и фундаментах, появилась эрозия стен, трещины. Дождем были размыты росписи на фасаде. Внутренние конструкции, росписи и потолок, отделанный сусальным золотом, местами были повреждены из-за проникновения воды и отсутствия защитных элементов на деревянных конструкциях», — перечисляет последствия допущенных строителями промахов крымскотатарский общественный деятель, архитектор Эдем Дудаков. С ним согласна бывший руководитель Бахчисарайского историко-культурного заповедника Эльмира Аблялимова. «Кощунственным было начинать работы в осенне-зимний период, когда выпадает большое количество осадков и степень влажности в Крыму очень высока. Полиэтиленовое покрытие не защитило мечеть от осадков», — рассказала она в интервью Радио Свобода. Непосредственно при замене кровли реставраторы допустили нарушения. «Применили склеенные составные балки вместо балок из цельного дуба. Поменяли 100% балок, хотя не менее 60% можно было сохранить и отреставрировать. Чем больше сохранено аутентичных материалов, тем качественнее реставрация — они нарушили этот принцип и пошли легким путем», — отмечает Эдем Дудаков. По словам Эльмиры Аблялимовой, проектанты объяснили решение полностью демонтировать кровлю ее сложной конструкцией и невозможностью провести восстановительные работы. «Сложность строительной конструкции кровли — это не причина ее полного демонтажа, особенно для реставрационных работ. Это элемент архитектуры времени, в котором строился объект, это источник информации о прошлом, который отражает уровень инженерных технологических знаний своего времени», — объяснила эксперт. ![]() Строители также попытались оправдать свои действия тем, что все дубовые цельные балки якобы были поедены жучком и не могли выполнять свою несущую функцию. «После демонтажа эти дубовые балки были распилены, и срез на фото показывает, в каком состоянии была древесина. Она была абсолютно здоровой. Возможно, какая-то часть кровли и нуждалась в полной либо частичной реставрации и замене, но не вся кровля. Эта замена и реставрация должна была быть проведена по определенной технологии, как, например, проводят реставрацию в Кижах», — указала Аблялимова. Больше всего местных специалистов возмутила замена аутентичной крымской черепицы ручной работы на фабричную, которая была закуплена в Испании: «Черепицу можно было изготовить: технология ее изготовления известна. Также можно было сохранить технологию укладки черепицы на глину. К сожалению, полный демонтаж кровли Большой Ханской мечети, использование современных материалов и технологий (композитные клееные балки, заводская черепица, современная укладка черепицы, использование армированного бетонного сейсмопояса и т.д.) привели к частичной утере данным объектом аутентичности, что отразится на эстетическом восприятии комплекса». По словам Дудакова, в предыдущие годы Бахчисарайский музей снаряжал экспедиции в горные села Крыма, чтобы собрать черепицу-«татарку». Затем ее сортировали и применяли в реставрационных работах. Нынешнее руководство заповедника от такой практики отказалось. Ученые также обратили внимание на то, что бетонный сейсмопояс дал дополнительную нагрузку на стены и фундамент, что привело к образованию трещин по периметру Большой Ханской мечети. А использование автокрана при демонтаже балок вызвало образование трещины на восточном минарете, который еще до проведения работ имел наклон. «В реставрации всегда применяется принцип обратимости и принцип максимального сохранения исторической подлинности и подлинности конструкций. К сожалению, при проведении работ на одном из старейших объектов Ханского дворца эти принципы были забыты», — сокрушается экс-директор Бахчисарайского заповедника. Аналогичный вердикт выносит и Эдем Дудаков: «На мечети просто выхолощены элементы и материалы, представляющие наше культурное наследие. Это практически стилизованная копия Большой Ханской мечети. За всю свою 500-летнюю историю она никогда такой, как сейчас, не была. Это варварство». Подозрительная поспешностьНекоторые крымские ученые говорят о том, что комплекс Ханского дворца нуждался в срочной реставрации, поскольку отдельные его постройки находились в катастрофическом состоянии. «В Большой ханской мечети состояние крыши было угрожающим. Поэтому были проведены неотложные работы, вызванные аварийным состоянием объекта. Применение черепицы, идентичной оригинальной, но которую пришлось закупать в Испании, вызвало споры специалистов. Но главное, что была установлена защита от серьезно влияющих природных факторов. Эта задача по крайней мере решена. С эстетической точки зрения серьезных утрат не произошло. Важнейшая цель — предотвращение дальнейшего разрушения памятника», — заявил Радио Свобода историк и археолог, декан исторического факультета Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Александр Герцен. По словам специалиста, о необходимости глобальной реставрации Ханского дворца говорили архитекторы еще в конце XIX века. «Последняя большая реставрация проводилась в 1960—1964 годах, но с того времени прошло уже много времени. Процесс ветшания неизбежно продолжается, потому что большинство построек имеет не капитальный характер, это скорее здания легкой конструкции: дворец в основном был летней резиденцией крымских ханов», — указал Герцен. Дудаков с этим суждением в корне не согласен: «[Ханский дворец] нуждался в реставрации. Но такой срочности не было. Крыша была вполне устойчивая. Это ложь, чтобы оправдать варварскую реставрацию. Смешно: получается, срочно начали, не подготовив защитные конструкции, не изучив объект реставрации, не проведя научные изыскания… Для срочного вмешательства в реставрации есть понятие „первоочередные противоаварийные работы“. В ходе этих работ фиксируют временными конструкциями проблемные участки, но не ведут масштабных работ». Что дальше?![]() Реставрационные работы на 14 объектах Ханского дворца в Бахчисарае «На других объектах [дворцового комплекса] работы не начинались. К ним ведется тщательная подготовительная деятельность. Пока проекты реставрации других объектов еще не подготовлены. Мы проводили предпроектные археологические исследования, но [дальше] дело не двинулось, очевидно, потому что пока нет компетентной организации с соответствующими допусками, которая бы взяла на себя работу [по реставрации]», — говорит Александр Герцен. Над главным корпусом дворца к настоящему моменту возвели временную крышу из металлоконструкций. Местные По словам Эдема Дудакова, чиновники в Москве и Симферополе, очевидно, остались недовольны качеством реставрации Большой Ханской мечети, хотя не подали вида. Иначе чем еще объяснить внезапное расторжение договоров с проектировщиком и генподрядчиком и поиск новых исполнителей? Судя по всему, строительные работы на объекте не возобновятся до тех пор, пока не будет проведен новый тендер. Руины Херсонеса в Севастополе и Ханский дворец в Бахчисарае — не единственные культурно-исторические объекты в Крыму, которым угрожает опасность. В докладе ЮНЕСКО отмечается, что незаконные работы проводятся также на территории средневековой генуэзской крепости в Судаке, в мечети и медресе хана Узбека в Старом Крыму, античном городище Пантикапей в Керчи и замке «Ласточкино гнездо» в окрестностях Ялты. Положение этих достопримечательных объектов может усугубиться после того, как будут найдены средства на реставрацию. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
ЮНЕСКО опубликовало очередной доклад о положении дел в аннексированном Россией Крыму. Особую тревогу специалистов международной организации вызывает состояние... |
|