Выступление Лукашенко, геи в Варшаве и взрывы в Чижовке. Рассказываем о спектакле «Комната умирает». 21.by

Выступление Лукашенко, геи в Варшаве и взрывы в Чижовке. Рассказываем о спектакле «Комната умирает»

18.12.2019 09:44 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В минской квартире на улице Ангарской умирает герой Великой Отечественной. У него есть дочь и две внучки. Одна из них пьянствует в Ждановичах, другая уезжает в Польшу и живет со случайным человеком, чтобы не возвращаться на родину… В столичном ОК16 показали спектакль «Комната умирает» (режиссер Полина Добровольская). По мнению театрального обозревателя TUT.BY Дениса Мартиновича, это необыкновенно яркое высказывание о современной Беларуси.


Алесь Молчанов (Дед) и Екатерина Сиривля (Марина)

Обычно спектакли живут три-пять лет. Если им десять — они уже долгожители, если больше — требуется особый подход, чтобы они не превратились в музейный экспонат. Мне хочется верить, что постановка «Комната умирает» проживет на сцене ОК16 как можно больше. Но в любом случае у нее есть все шансы прописаться в белорусской театральной истории и стать точкой отсчета для нового этапа в ее развитии.

В последние годы уровень отечественной режиссуры в наибольшей степени определяют четыре человека. Александр Янушкевич (1976 года рождения) и три почти ровесника: Игорь Казаков (1981), Юра Диваков (1982) и Евгений Корняг (1983). Их спектакли представляют собой взгляд на белорусскую действительность глазами поколения 30-летних, родившихся еще в СССР и заставших первые годы независимости. Полине Добровольской, режиссеру «Комнаты умирает», — 24 года, и это представитель поколения, уже родившегося при Лукашенко, с другими ценностями и культурными кодами.


Ксения Хорошкевич (Вероника)

До недавнего времени Добровольская была больше известна как актриса (так, она исполняла роль Натали в бродвейском мюзикле «Недалеко от нормы»). Но — парадоксальным образом — отсутствие режиссерского образования идет ее первому спектаклю только в плюс.

Что отличает «Комната умирает» от других постановок, осуществленных режиссерами 20−30-летнего возраста? Большинство из последних ставят так, как их учат учителя. Видишь спектакль молодого режиссера, а кажется, что ставил 50-летний. Все академично, правильно, но часто занудно и скучно.


Сцена из спектакля

В отличие от них «Комнату» очень интересно смотреть. Спектакль держит внимание, заставляет сопереживать героям (а это, увы, нечастая характеристика для минских постановок). Он живой и яркий, в нем пульсирует нерв и чувствуется энергетика. Пожалуй, по накалу эмоций его можно сопоставить с постановкой «Джима Моррисона больше нет», которую несколько раз показывали в ОК16. Но последняя постановка все же воспринимается студенческой. Здесь же можно увидеть очень взрослое, искреннее и личное высказывание о современной Беларуси.

Для своего первого спектакля Добровольская использовала одноименную пьесу своего ровесника, белорусского драматурга Микиты Ильинчика. В 2018-м его «Комната умирает» вошла в шорт-лист престижного российского конкурса «Любимовка». Текст Ильинчика (его можно скачать здесь) вряд ли станет простым для зрителя, привыкшего к линейному построению сюжета. Пьеса начинается достаточно традиционно: с диалогов между дедом и его внучкой, но затем постепенно все больше уходит от четкого сюжета и начинает распадаться. Как распадается и дробится ответ на главный вопрос, который поднимается в пьесе и спектакле: кто мы, белорусы, и куда идем.


Екатерина Сиривля (Марина) и Ксения Хорошкевич (Вероника)

Если говорить более умными словами, разговор идет о проблеме самоидентификации белорусов.

Самоидентификации сексуальной: одна из героинь уезжает в Польшу и живет со случайным человеком, чтобы не возвращаться на родину, а два гея переселяются из Беларуси в Варшаву, чтобы открыто жить вместе (на родине это невозможно). Самоидентификации профессиональной: герои неожиданно понимают, что в некоторых сферах в Беларуси можно зарабатывать столько же, сколько за границей. Получается, смысла в эмиграции нет. Но возвращаться на родину — сделать шаг назад.

Но самое главное — самоидентификации себя как представителей народа, к сожалению, потерявшего какие-либо ориентиры.


Сцена из спектакля

На эту идею удачно играет сценография спектакля. Диалоги между членами семьи происходят в идеально белом пространстве. Двери украшает стандартный «дождик», а в углу стоит гора телевизоров. Последний прием не новый, но здесь он удачно работает на общий замысел. Все они передают стерильность, отсутствие какой-то индивидуальности. Телевизоры чаще выключены, иногда передачи об очередном параде и выступление Лукашенко идут фоном, но герои, по сути, не обращают на них внимания. В официальную линию «партии» они не верят, но альтернативы у них нет. Как нет и почвы, от которой они могут оттолкнуться.

Одним из ключевых эпизодов спектакля становится разговор в Ждановичах за рюмкой «чая», во время которой герои уходят в исторические дебаты.

— Пусть литовцы и поляки рефлексируют (речь о наследии ВКЛ и Речи Посполитой. — Прим. TUT.BY), мы, бац, заново взбороздили трактором поле, засеяли его картошкой вперемешку с черепами. <…> Так в этом и кайф, понимаешь? Ни-ка-ко-го «мы здесь и сейчас», ни «сегодня», ни «завтра», тупо «сейчас», а «сейчас» не существует, понимаешь, — говорит Марина.

Так на глазах происходит дробление и распад идентичности, а заодно и попытка построить ее на пустом месте, едва ли не с нуля.


Светлана Тимохина (Эмигрантка)

«Комната умирает» становится спектаклем-предостережением, ведь все сценарии, которые в качестве вариантов предлагают для Беларуси создатели постановки, губительны для нее. Это исчезновение страны после техногенной катастрофы (в результате оказывается, что оставшимся в живых жителям-эмигрантам даже нечего показать ученым). Возвращение в «застой» (бессмысленное времяпрепровождение перед телевизором). Причем в этих сценах Добровольская показывает достаточно ироничное отношение к советской и сугубо национальной идентичности. В глазах ее поколения в этих стратегиях нет перспектив.

Третий сценарий — полная анархия, символом которой становится разрушенный чижовский зоопарк. На фоне пострадавших от взрыва зданий звучит песня Игоря Талькова «Я вернусь». И она закольцовывает историю о белорусах и, если говорить глобально, о жителях постсоветского пространства, находящихся в перманентном состоянии борьбы и войны, а значит, продолжающих находиться в поисках себя.


Светлана Тимохина (Медведь в зоопарке)

Да, спектакль «Комната умирает» не идеален. Как часто случается во время дебюта, режиссер хочет сказать обо всем сразу. В результате форма иногда явно не успевала за мыслью (хотя отмечу, что Добровольская очень хорошо использует пространство). Есть сцена, во время которой откровенно не слышно реплик актеров.

Чувствуется разница в исполнительском уровне. Шикарен Алесь Молчанов: у него просто невероятное перевоплощение в старого дедушку. Интересна Светлана Тимохина: когда она начинает свой монолог перед телевизором, большинство узнают в ее героине родственников или знакомых. Яркие, характерные образы получились у Ксении Хорошкевич (Вероника) и Александра Тарасова (Геннадий). А вот исполнение Екатерины Сиривли (Марина) пока не показалось таким выразительным.


Сцена из спектакля

Но в целом спектакль «Комната умирает» стал чрезвычайно впечатляющим театральным событием. Добавлю, что большинство его зрителей были как раз ровесниками драматурга и режиссера. Это свидетельствует, что ОК16 постепенно стал модным театральным пространством. А также показывает, что спектакль нашел свою адресную аудиторию. Хочется, чтобы к ним присоединились и вы.

«Комната умирает»

Режиссер — Полина Добровольская
Драматург — Микита Ильинчик
Музыка — Эрик Орлов-Шимкус

Следующий показ спектакля предварительно состоится 4 февраля 2020 года. Билеты можно забронировать по номеру +375 44 756−52−60 или через сообщения социальных сетей ОК16

Розыгрыш билетов!

Новый розыгрыш в приложении "Афиша TUT.BY"! Можно бесплатно получить билеты на интересное событие

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В минской квартире на улице Ангарской умирает герой Великой Отечественной. У него есть дочь и две внучки. Одна из них пьянствует в Ждановичах, другая уезжает в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика