Выступление Лукашенко, геи в Варшаве и взрывы в Чижовке. Рассказываем о спектакле «Комната умирает»
18.12.2019 09:44
—
Новости Культуры
|
В минской квартире на улице Ангарской умирает герой Великой Отечественной. У него есть дочь и две внучки. Одна из них пьянствует в Ждановичах, другая уезжает в Польшу и живет со случайным человеком, чтобы не возвращаться на родину… В столичном ОК16 показали Обычно спектакли живут три-пять лет. Если им десять — они уже долгожители, если больше — требуется особый подход, чтобы они не превратились в музейный экспонат. Мне хочется верить, что постановка «Комната умирает» проживет на сцене ОК16 как можно больше. Но в любом случае у нее есть все шансы прописаться в белорусской театральной истории и стать точкой отсчета для нового этапа в ее развитии. В последние годы уровень отечественной режиссуры в наибольшей степени определяют четыре человека. Александр Янушкевич (1976 года рождения) и три почти ровесника: Игорь Казаков (1981), Юра Диваков (1982) и До недавнего времени Добровольская была больше известна как актриса (так, она исполняла роль Натали в бродвейском мюзикле Что отличает «Комната умирает» от других постановок, осуществленных режиссерами 20−30-летнего возраста? Большинство из последних ставят так, как их учат учителя. Видишь спектакль молодого режиссера, а кажется, что ставил 50-летний. Все академично, правильно, но часто занудно и скучно. В отличие от них «Комнату» очень интересно смотреть. Спектакль держит внимание, заставляет сопереживать героям (а это, увы, нечастая характеристика для минских постановок). Он живой и яркий, в нем пульсирует нерв и чувствуется энергетика. Пожалуй, по накалу эмоций его можно сопоставить с постановкой «Джима Моррисона больше нет», которую несколько раз показывали в ОК16. Но последняя постановка все же воспринимается студенческой. Здесь же можно увидеть очень взрослое, искреннее и личное высказывание о современной Беларуси. Для своего первого спектакля Добровольская использовала одноименную пьесу своего ровесника, белорусского драматурга Микиты Ильинчика. В 2018-м его «Комната умирает» вошла в шорт-лист престижного российского конкурса «Любимовка». Текст Ильинчика (его можно скачать Если говорить более умными словами, разговор идет о проблеме самоидентификации белорусов. Самоидентификации сексуальной: одна из героинь уезжает в Польшу и живет со случайным человеком, чтобы не возвращаться на родину, а два гея переселяются из Беларуси в Варшаву, чтобы открыто жить вместе (на родине это невозможно). Самоидентификации профессиональной: герои неожиданно понимают, что в некоторых сферах в Беларуси можно зарабатывать столько же, сколько за границей. Получается, смысла в эмиграции нет. Но возвращаться на родину — сделать шаг назад. Но самое главное — самоидентификации себя как представителей народа, к сожалению, потерявшего какие-либо ориентиры. На эту идею удачно играет сценография спектакля. Диалоги между членами семьи происходят в идеально белом пространстве. Двери украшает стандартный «дождик», а в углу стоит гора телевизоров. Последний прием не новый, но здесь он удачно работает на общий замысел. Все они передают стерильность, отсутствие какой-то индивидуальности. Телевизоры чаще выключены, иногда передачи об очередном параде и выступление Лукашенко идут фоном, но герои, по сути, не обращают на них внимания. В официальную линию «партии» они не верят, но альтернативы у них нет. Как нет и почвы, от которой они могут оттолкнуться. Одним из ключевых эпизодов спектакля становится разговор в Ждановичах за рюмкой «чая», во время которой герои уходят в исторические дебаты. — Пусть литовцы и поляки рефлексируют (речь о наследии ВКЛ и Речи Посполитой. — Прим. TUT.BY), мы, бац, заново взбороздили трактором поле, засеяли его картошкой вперемешку с черепами. <…> Так в этом и кайф, понимаешь? Ни-ка-ко-го «мы здесь и сейчас», ни «сегодня», ни «завтра», тупо «сейчас», а «сейчас» не существует, понимаешь, — говорит Марина. Так на глазах происходит дробление и распад идентичности, а заодно и попытка построить ее на пустом месте, едва ли не с нуля. «Комната умирает» становится спектаклем-предостережением, ведь все сценарии, которые в качестве вариантов предлагают для Беларуси создатели постановки, губительны для нее. Это исчезновение страны после техногенной катастрофы (в результате оказывается, что оставшимся в живых жителям-эмигрантам даже нечего показать ученым). Возвращение в «застой» (бессмысленное времяпрепровождение перед телевизором). Причем в этих сценах Добровольская показывает достаточно ироничное отношение к советской и сугубо национальной идентичности. В глазах ее поколения в этих стратегиях нет перспектив. Третий сценарий — полная анархия, символом которой становится разрушенный чижовский зоопарк. На фоне пострадавших от взрыва зданий звучит песня Игоря Талькова «Я вернусь». И она закольцовывает историю о белорусах и, если говорить глобально, о жителях постсоветского пространства, находящихся в перманентном состоянии борьбы и войны, а значит, продолжающих находиться в поисках себя. Да, спектакль «Комната умирает» не идеален. Как часто случается во время дебюта, режиссер хочет сказать обо всем сразу. В результате форма иногда явно не успевала за мыслью (хотя отмечу, что Добровольская очень хорошо использует пространство). Есть сцена, во время которой откровенно не слышно реплик актеров. Чувствуется разница в исполнительском уровне. Шикарен Алесь Молчанов: у него просто невероятное перевоплощение в старого дедушку. Интересна Светлана Тимохина: когда она начинает свой монолог перед телевизором, большинство узнают в ее героине родственников или знакомых. Яркие, характерные образы получились у Ксении Хорошкевич (Вероника) и Александра Тарасова (Геннадий). А вот исполнение Екатерины Сиривли (Марина) пока не показалось таким выразительным. Но в целом спектакль «Комната умирает» стал чрезвычайно впечатляющим театральным событием. Добавлю, что большинство его зрителей были как раз ровесниками драматурга и режиссера. Это свидетельствует, что ОК16 постепенно стал модным театральным пространством. А также показывает, что спектакль нашел свою адресную аудиторию. Хочется, чтобы к ним присоединились и вы.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В минской квартире на улице Ангарской умирает герой Великой Отечественной. У него есть дочь и две внучки. Одна из них пьянствует в Ждановичах, другая уезжает в... |
|