— Ежегодно в мировой прокат выходят, наверное, тысячи фильмов. Понятно, что все картины показать не получится физически. По каким критериям отбирают фильмы для кинотеатров Минской области?
— Это довольно сложная история. За календарный год в странах СНГ выходит примерно 530–540 названий фильмов. Это практически весь голливудский, европейский и российский контент. Плюс не забываем про белорусские ленты. Из этого количества нужно выбрать то, что мы можем показать в наших кинотеатрах, учитывая наличие экранного времени. Оно, в свою очередь, зависит от количества залов.
У нас тенденция такая, что большинство кинотеатров однозальные. Лишь три — в Борисове, Молодечно и Солигорске — располагают двумя экранами, при этом не могут показать более четырех в будний и десяти сеансов в выходной день. Поэтому для нас очень важно выбрать то кино, на которое пойдет массовая аудитория. Но это не единственный критерий. Кроме фильмов массового спроса в репертуаре должны быть детские, семейные и тематические ленты, отбором которых занимается комиссия по репертуарному планированию. В течение календарного года возможности кинотеатров позволяют продемонстрировать до 150 названий кинофильмов в цифровом формате.
В Минской области фильмы в цифровом формате можно посмотреть в 14 кинотеатрах. Еще в трех залах показ осуществляется на условиях аренды. Таким образом, в 17 городах центрального региона работает 20 цифровых кинозалов.
Минщина — первый регион Беларуси, где все стационарные кинотеатры показывают фильмы в цифровом формате.
Как правило, отобранные для показа в наших кинотеатрах ленты по итогам года занимают самые высокие места в кассовом рейтинге стран СНГ. Не попадают на экраны только единичные картины, вышедшие параллельно с более успешными лентами. Качество отбора высокое.
Кстати, мы работаем с фильмами и в формате DVD — в основном на сельских киноустановках и на городских вне кинотеатров. В этом году закуплено 154 названия видеофильмов. Вместе с прокатом в кинозалах за год покажем 297 картин.
— Что такое тематические фильмы?
— Это ленты разной направленности. Культура и история Беларуси, пожарная безопасность, профилактика правонарушений — всего более 20 тем. Эти картины тоже востребованы. В первую очередь, среди учебных заведений.
Конечно, не забыли про Год малой родины. В репертуаре несколько десятков таких фильмов, которые отбирали совместно с фондом «Беларусьфильма» и со студией документальных фильмов Владимира Бокуна. Постарались подобрать контент, связанный с регионами Минщины.
Белорусские фильмы. Есть ли у аудитории запрос на отечественный продукт?
— Они составляют чуть более трети репертуара. При этом, ленты не только документальные или исторические, хотя они составляют основу репертуара белорусского производства. В нынешнем году можно было посмотреть 4 картины игрового плана.
— В последнее время набирает моду оцифровка старых, классических фильмов…
— Оцифровкой активно занимается и киностудия «Беларусьфильм», ведь пленка не может храниться вечно. Однако в динамике спрос в кинотеатрах на подобные ленты невысок. Как правило, показываем фильмы прошлых лет под определенную дату или событие, когда у зрителя возрастает к ним интерес.
Стоимость минуты экранного времени показа фильмов в цифровом формате составляет около 3,5 рубля. При средней продолжительности фильма в полтора часа цена затрат на один сеанс достигает 300 рублей.
— Как быстро новые фильмы выходят на экраны областных кинотеатров?
— Кинопрокат Минской области нужно рассматривать с точки зрения развития этой отрасли во всем мире. Киносеть Минщины входит в общебелорусскую. Она, в свою очередь, часть кинотеатрального рынка стран СНГ и так далее. Также при планировании репертуара на постсоветское пространство учитываются и особенности нашей зрительской аудитории.
Иногда наши кинотеатры демонстрируют киноленты раньше, чем, например, Франция или Италия. Во многих случаях на день мы опережаем США.
Кинопрокат Минской области сотрудничает с крупнейшими дистрибьюторскими компаниями, владеющими правами на продукцию крупнейших мировых студий. Поэтому, как правило, самые ожидаемые мировые премьеры появляются в кинотеатрах области одновременно с Минском и другими крупными городами Европы. Однако для каждого региона правообладатель может устанавливать свой график.
— На какую пору года приходится пик посещений?
— Зависит от локальных особенностей каждого кинорынка. В США, например, самое активное время посещения кинотеатров — лето. У нас долгое время пик приходился на осень, зиму и весну. Мы пытаемся эту тенденцию поменять, ведь самые громкие премьеры выходят как раз летом. И зритель уже ориентируется, что в кино нужно идти как раз в это время, ведь повторного проката у картин нет.
Сходить на сеанс коммерческого фильма в кинотеатрах области можно по цене от 4 до 8 рублей. А вот стоимость документальных фильмов в разы ниже: от 10 копеек до рубля. Средняя цена билета по области составляет 3,38 рубля. Хотя «справедливая» расценка, на основании затрат, составляет 6,16 рубля.
— Вернемся непосредственно к кинотеатрам. В Минске уже давно и успешно работают мультиплексы. Почему такие не появляются в регионах?
— Логика такая. Зрительский потенциал наших городов в настоящее время не настолько велик, чтобы построить кинотеатр на условных пять-шесть залов. Конечно, большее количество залов позволяет добавить сеансов. Однако на их заполняемости это вряд ли скажется. Скорее, аудитория просто перераспределится. А сопутствующие затраты только вырастут.
С другой стороны, с новыми залами есть возможность расширить репертуар за счет альтернативного кино. Такой зритель у нас есть, но, к сожалению, в маленькой пропорции по сравнению с массовым прокатом. Возможно, увеличение количества залов — дело будущего.
На это может повлиять рост населения. Как пример, ситуация в Любани. Сейчас там нет цифрового зала и кинотеатра вообще. Но спустя несколько лет в окрестностях города заработает крупное предприятие, в райцентр приедут сотни новых жителей. Наверняка запрос на кинозал появится. Исключать такой возможности нельзя.
— А как быть жителям сельской местности? Ведь не каждый из них может позволить себе съездить в кинотеатр.
— Кино — важный социальный аспект в работе и с сельскими жителями. Что касается маленьких населенных пунктов, их обслуживаем с помощью 94 передвижных комплексов. Для этого у нас есть 40 автомобилей. Всего по области определено 634 места показа (агрогородки, школы, детские сады, санатории). С начала года в сельской местности состоялось 6,5 тысячи сеансов (в том числе в агрогородках — 3,4 тысячи).
На начало декабря с помощью передвижных видеокомплексов фильмы посмотрели более 264 тысяч зрителей. Это 30,6% от результата киновидеообслуживания на селе в Беларуси.
— Сервис — один из факторов, которые привлекают зрителей в кинотеатры…
— Соглашусь, он способствует привлекательности кинотеатров в целом. Например, у нас есть своя сеть кинобаров, работающая с мая 2016 года. Сегодня действуют семь подобных точек. Стараемся постоянно ее расширять — до Нового года откроем еще одну локацию в воложинском кинотеатре «Юность».
— Получается, в оставшихся кинотеатрах возможности купить что-то к сеансу нет?
— Там, где отсутствуют стационарные точки, выручает выездная торговля. Но в следующем году планируем обеспечить услугами кинобаров все кинотеатры. Кстати, самый востребованный товар — попкорн — мы уже несколько лет производим сами.
Если продолжить тему общепита, то в кинотеатре Борисова, помимо кинобара, с технической точки зрения все уже почти готово к открытию полноценного кафе. Осталось набрать персонал, и можно работать.
Планируем обеспечить комплексный сервис в кинотеатрах не только за счет общепита. Ищем и другие формы работы со зрителем.
На Минщине есть пять видеозалов в 5D-формате — четыре стационарных и один передвижной, который обслуживает районы поочередно.
— Например?
— Решили создать нечто подобное детскому развлекательному центру. Пока только в одном кинотеатре — солигорском. Он заработает с наступлением зимних каникул. Там будут батуты, горки и шариковый бассейн. Нечто похожее появится в следующем году в Червене. Там же планируем в 2020 году ремонт кинозала в «Современнике». Реновация затронет фойе, прилегающую территорию. Будем смотреть на финансовые возможности и попробуем обновить и другие кинотеатры.
Постепенно меняем «начинку» кинозалов. Во многих кинотеатрах появляются залы или зоны с повышенным комфортом, есть такой запрос у зрителей. Стараемся развиваться по разным направлениям, идти в ногу со временем. Зритель для нас — самая главная ценность, и мы должны предоставить ему самые комфортные условия.
Дополнительно
День белорусского кино отмечается в стране 17 декабря с 1994 года.
Александр Новохрост