Два куба, несколько штрихов. История архитектора из Америки, который живет в Гродно и хочет учить рисовать. 21.by

Два куба, несколько штрихов. История архитектора из Америки, который живет в Гродно и хочет учить рисовать

06.02.2020 13:40 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В жизни архитектора Илькера Коджахана был и солнечный Стамбул, и та сама сбывшаяся «американская мечта», и шумный Нью-Йорк, и сравнительно тихий, но очень деловой Вашингтон, и наконец — старинный Гродно, куда мужчина сначала приехал по туристической визе, а потом, оглядевшись, решил остаться. И с тех пор американца часто видят на улицах старого города или в каком-нибудь кафе, где он делает зарисовки в своем неизменном блокноте.

В Гродно 64-летний Илькер обосновался серьезно: женился, организовал две выставки своих работ, а еще решил открыть недорогие курсы скетчинга для всех желающих. Илькер уверен, что любого человека можно очень быстро научить рисовать. Преподавать будет по-английски, что не поймут — не боится: говорит, что рисунок — универсальный язык, который понятен каждому.


Илькер — американский архитектор и промышленный дизайнер. Закончил университет Мармара в Стамбуле. Рисовать любил с детства и всегда знал, что свяжет свою жизнь с искусством. Работал дизайнером в Турции, но известность получил в Америке, куда приехал в начале двухтысячных. Сначала — по туристической визе.

 — Я всегда хотел жить в Америке, но не знал, когда и как моя мечта осуществится. В какой-то момент мы с женой решили поменять свою жизнь, получили американские визы и рванули в Вашингтон. Правда, в США по закону могли находиться только три месяца. Я не знал языка, у меня не было в Америке ни друзей, ни знакомых, социальных сетей, как сейчас, тогда не было. То есть, нельзя было написать пост в Facebook: мол, ищу работу или познакомлюсь с американскими архитекторами. Мы жили в отеле, наш срок пребывания в Америке подходил к концу. Я не знал, что делать. В Турцию возвращаться не очень хотелось: я не считаю эту страну безопасной, да и многое мне там не нравится, несмотря на то, что это моя родина. Например, я далек от религии, и мне надо больше свободы, которую Турция в полной мере не могла мне дать, — рассказывает Илькер.


Деньги у супругов быстро заканчивались. Надо было что-то делать. Мужчина решил, что будет рисовать на улице и продавать свои работы. Выходило по 40−50 долларов в день. Однажды к нему подошел американец, долго рассматривал скетчи.

— А потом он начал со мной говорить. Но я же ничего не понимаю! —  смеется Илькер.

При помощи жестов и рисунков мужчины друг друга как-то поняли. Американец предлагал работу: надо было нарисовать эскиз проекта целого торгового квартала с большим торговым центром, домами, супермаркетами и всей другой инфраструктурой. Фирма, где работал американец, участвовала тогда в конкурсе архитектурных проектов, но что-то шло не так.


 — Звучит, как сказка, да? Но это реальная история. В итоге он пригласил меня в офис. Это был огромный оупен-спейс, где трудилось большое количество людей разных национальностей. В том числе, и турки. Языковой вопрос был снят: мне выделили переводчика. Три дня и три ночи я рисовал проект совместно с другими архитекторами, не спал и не ел, а только работал. Эскизы, сделанные тогда, победили и ушли в работу, а мне предложили многолетний контракт и легальное трудоустройство.

Илькер уверен, что все было не случайно. Конечно, говорит, что элемент удачи присутствовал, но если бы не его талант, энергия, огромное желание показать себя и упорство, то ничего бы не произошло. В этом рецепт успеха.

Активным и энергичным он старается оставаться и в Гродно: играет в баскетбол, участвует в любительских соревнованиях, ходит на выставки, много гуляет, рисует и старается путешествовать.


Портрет жены Илькера Марины (слева) на выставке в Гродно.

Сейчас Илькер специалист высокого класса — он действующий член Нью-Йоркского общества рендереров (отрисовщиков). У него 30-летний опыт в изготовлении проектов, специализируется на схематических идеях дизайна, быстром изготовлении эскизов и отрисовках с использованием акварели или графитных маркеров. Применяет в своих работах аэрографические методы. Занимался коммерческой недвижимостью, жилыми домами, отелями, магазинами и градостроительными проектами целых районов. По эскизам Илькера построены некоторые здания в Вашингтоне и Нью-Йорке, куда он перебрался через несколько лет работы в американской столице.


Дочери Илькера с мужьями.

 — Мы обзавелись машинами, купили дом, моя зарплата позволяла путешествовать по миру и в общем ни в чем себе не отказывать, но случилась беда: жена заболела раком, — говорит архитектор.

Часть лечения покрыла страховка, а часть пришлось доплачивать семье. Продали дом, машины, но ничего не помогло: жена умерла, Илькер остался один. Дочери художника к тому времени выросли и переехали в Стамбул. Он же возвращаться в Турцию не хотел, но и в Нью-Йорке было невыносимо: все напоминало о супруге.

— Решил все-таки приехать в Стамбул, но оказалось, что в стране ничего особо не поменялось за те почти 20 лет, что меня здесь не было. Я не чувствовал там себя в безопасности и поэтому вернулся в Америку. А потом стал общаться в социальных сетях с людьми из России, Беларуси, Литвы, Польши. Сейчас все это достаточно просто, и мир открыт для тебя. Так, подумал я, я ничего не знаю об этих странах и решил поехать в одну из них. Я, конечно, изучал архитектуру, например, Санкт-Петербурга и знал, как он выглядит. Поэтому сначала решил, что, может быть, было бы неплохо пожить там, — рассказывает Илькер.


Однако что-то не сложилось, погода не понравилась, душа города не открылась. Знакомые Илькера через какое-то время пригласили его в Минск. Почему бы и нет?

Так он приехал в Беларусь — и, как в известном анекдоте, «тут быццам цуд нейкi здзейснiўся, зараз усё стала прыемным, як дзьмухнавенне ветрыка летнім вечарам, нібыта птушкi лётаюць блiзенька-блiзенька, i так духмяна пахнуць кветкi, што разам жадаеш плакаць i смяяцца».

Короче, понравилось ему здесь. А особенно в Гродно. Так и остался. А потом женился на гродненке Марине, которая познакомила его с местным бомондом. И как-то все завертелось.


Сейчас Илькер на пенсии, однако время от времени он выполняет заказы, как в Беларуси, так и в Америке, продает на специализированных сайтах свои картины. Себя называет «художником старой формации»: в эпоху всеобщей компьютеризации он предпочитает рисовать свои эскизные проекты вручную. За это, говорит, его и ценят.

— Сейчас, конечно, многие фирмы во всем мире минимизируют свои расходы на дизайнеров — приглашают специалистов, например, из Китая, которые согласны рисовать за небольшую зарплату, используют специальные программы, но я рисую только руками.

Илькер очень хочет открыть в Гродно художественные курсы, школу скетчинга. Даже уже арендовал помещение в одном из старых домов в центре города. Объясняет: студия будет скромной, никакого гламура, главное — искусство. В его жизни настал такой момент, когда очень захотелось кому-то передать свои знания.


Здесь будет мастерская и художественные курсы.

— Но как же вы будете учить, если на русском знаете всего слов пятьдесят, а на белоруссом — и того меньше?

 — Вот смотрите. Вы художник? Нет? Сейчас объясню и вы, даже не понимая английского, все поймете, — говорит Илькер и оглядывается по сторонам в поисках «холста».


Илькер уверен: любой может научиться рисовать, а он просто будет помогать в этом

Подходят салфетки, лежащие на столе. Художник показывает, что для начала надо знать основы геометрии — но формулы помнить не обязательно. Круг, квадрат, эллипс, треугольник — хватит. А теперь — куб. Два куба плюс несколько штрихов — и вот у Илькера получается автомобиль или модный стул, или диван с круглыми подлокотниками, или небоскреб. Волшебство на салфетке какое-то. Несколькими штрихами Илькер делает набросок кафе, в котором мы сейчас сидим.


— Курсы в Беларуси не могут быть очень дорогими — максимум 40−50 рублей в месяц. В Америке школы предлагают уроки от 500 долларов за тот же период. Но здесь такая цена просто нереальна. Может, пока я бы не называл все это громко «школа искусств», но, может быть, моя затея вырастет во что-то большее.

Использование материала в полном объеме запрещено без письменного разрешения редакции TUT.BY. За разрешением обращайтесь на nn@tutby.com

 
Теги: Гродно, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В жизни архитектора Илькера Коджахана был и солнечный Стамбул, и та сама сбывшаяся американская мечта, и шумный Нью-Йорк, и сравнительно тихий, но очень деловой...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика