Латентный гей, проститутка и беспризорник. На Октябрьской показали постановку о героях из торгового центра
20.02.2020 08:40
—
Новости Культуры
|
«В большом городе высотка торгового центра сводит вместе „ненужных“ людей: беспризорника, спящего на теплотрассе, проститутку, которая собирается завязать, инвалида после черепно-мозговой травмы и охранника, латентного гея. Не соответствуя нормам, они ищут свой свет, становясь им для кого-то другого», — так анонсируют спектакль Пьесу Андрея Иванова, с которым TUT.BY, кстати, делал большое Но прежде чем взяться за объяснение, позволю себе еще одну цитату из анонса: «Мир раскололся на три. В Нижнем, в Темноте и Вони, живет Бармаглот — тот, кто все поломает. В Среднем раздает конфеты Безголовый король и имена — Королева Мария. А в самом верху ждет своего часа Красный король. Бармаглот его тоже ждет, потом все сломает и съест…». Если вы ничего не поняли, не пугайтесь. Бармаглот — это беспризорник. Королева Мария — проститутка, Безголовый король — инвалид, Красный король — охранник. Эти странные имена и общая картина мира, связанная с ними, — плод воображения беспризорника, который живет в своей вселенной. В 2018-м Александр Марченко назвал историю, придуманную Ивановым, «фэнтэзи-сказкой». «По пути к финалу мы видим, как эти сказочные персонажи превращаются в реальных людей довольно маргинального происхождения», — добавляет Марченко о пьесе. На мой взгляд, в своей оценке он абсолютно прав. Другое дело, что чарующего сложного превращения, которое так стилистически блестяще передал Андрей Иванов, в спектакле Марченко нет. Миру фэнтези отчасти соответствуют начальные сцены спектакля, где солирует беспризорник. Но затем «Источники света» быстро переходят на привычные «рельсы». Для зрителей это большой плюс, поскольку несколько драматургические конструкции Иванова обретают «плоть и кровь». В спектакле есть история неразделенной любви проститутки (Анна Семеняка), которая оставила в родном городе ребенка и пылает страстью к охраннику (Максим Шишко). Линия мужчины, который стал инвалидом (Андрей Новик), сталкивается с непониманием в семье и пытается защитить героиню Семеняки. История беспризорника (Игорь Шугалеев), которого защищает эта проститутка. Еще один аспект — тема гомосексуальных отношений, о которых мечтает охранник. В результате перед нами как будто возникает классическая социальная драма, ведь фэнтэзийную тему по сути воплощает лишь подросток. В «Источниках света» проявился фирменный прием Александра Марченко — активная работа с видео. В постановке есть прекрасный момент, когда строки на экране начинают прыгать и возникает ассоциация с сердцем, стучащим в их сознании (работа с видео — Екатерины Чекатовской). Другой пример — когда двойственное поведение охранника, который вынужден скрывать свою ориентацию, находит отражение в видео: вместо лица героя возникают изображения трех людей, одинаковых внешне, но разных по своему миру и, возможно, ориентации. Есть и другие удачные решения. Например, когда несколько героев попадают в кадр одновременно и можно сравнить их реакцию на ту или иную реплику. Но если говорить глобально, то работа с видео показалась мне ровной. Героев зачастую выводили на экран крупным планом. В результате их монологи, которые не пересекались до поры до времени, создавали иллюзию, что эти персонажи существуют в реальности, а перед нами — едва ли не документальный спектакль. Парадокс, но при этом лично у меня не возникало сопереживания или какого-либо сочувствия персонажам. Скорее наоборот: их история воспринимались искусственной и сконструированной. Причина прежде всего в разной исполнительской манере, в которой существовали актеры. Анна Семеняка буквально проживала роль своей героини. У одной из самых ярких актрис своего поколения это получилось неровно. В некоторых сценах она слишком буквально продолжала линию Тани из спектакля «С училища» (хотя новый образ мог стать итогом, к которому она пришла). В других создавала сложный образ женщины, отчаянно нуждающейся в любви и мечтающей о счастье даже в той ситуации, в которой находится. А вот трое остальных персонажей действовали скорее в отстраненной манере. Андрей Новик воплотил образ не просто инвалида, а одинокого и непонятного родными мудреца, который предчувствовал трагические события. Игорь Шугалеев исполнил роль замкнутого подростка-социопата. Максим Шишко мгновенно перевоплощался из крутого мачо в интеллигентного гея и наоборот. Хотя, надо признаться, мачо получился несколько плакатным. Но свою роль сыграли и географические ориентиры. Сами по себе отсылки к Москве и конкретным районам российской столицы смущать не должны. В конце концов, спектакль «Человек из Подольска», поставленный Дмитрием Богославским в Молодежном театре, полностью основывался на российском материале, а воспринимался как острое высказывание о белорусских реалиях. Проблема в другом. Любые географические отсылки являлись бы непринципиальными, если бы «Источники света» остались фэнтэзи-сказкой. Или если бы история была прочитана именно как социальная драма. На такое решение намекал опыт постановки спектакля «С училища» — одной из прошлых работ Марченко. В той постановке чувствовалось и верилось, что проблемы, которые поднимаются в спектакле, актуальные для белорусского общества (хотя автор пьесы, все тот же Андрей Иванов, писал ее, прежде всего в расчете на российский театральный рынок). Но из-за разной исполнительской манеры полноценной социальной драмы также не видно. В результате при том прочтении, которое предложил Марченко, этот сюжет воспринимался как абстрактная история о современной России и ее проблемах. Тем более, что наличие беспризорников, — российские, но никак не белорусские реалии. Одной из изюминок спектакля стало участие в нем творческой группы Верушки и Кобры Бончинче. Появление девяти молодых исполнителей было оправданным: они удачно символизировали толпу из торгового центра. Правда, общее впечатление осталось неоднозначным. Да, наблюдение за ними доставило эстетическое удовольствие (постановка анонсировалась как спектакль с элементами vogue-бала). Но когда одна и та же проходка и движения повторялись в… цатый раз, хотелось, чтобы потенциал исполнителей использовали более оригинально. Впрочем, для обычного зрителя такое (-ие) решение (-ия), возможно, будут только в плюсе. Приходите и составьте впечатление сами.
Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«В большом городе высотка торгового центра сводит вместе "ненужных" людей: беспризорника, спящего "на корнях теплотрассы", проститутку, которая собирается...
|
|