Эксперты и игроки автомобильного рынка сравнили постановление Совмина № 991 с экономической диверсией, которая выльется в рост безработицы и социального напряжения. Сейчас они ждут официальных разъяснений от правительства, чтобы понять, как дальше работать. Совмин пока держит паузу.
Документ, появившийся 31 августа,
шокировал бизнес-сообщество. Постановление полностью
исключает посредников при реализации юрлицам на
территории страны отечественных и импортных товаров.
Юрлица должны приобретать товары (за счет собственных,
заемных средств и средств бюджета) у поставщиков, которые
являются производителями, или их официальных торговых
представителей.
При этом перечень официальных торговых представителей, у
которых юрлица смогут закупать товары, должны
сформировать власти. Для включения в перечень официальных
торговых представителей юрлицам необходимо представить
экономическое обоснование приобретения товаров у
поставщика.
Глава Белорусской автомобильной ассоциации Сергей
Михневич не понимает, «какое именно обоснование должно
быть предоставлено в Совмин. И зачем, при наличии
дилерских сетей, обязывать автомобильных дилеров и
импортеров через производителей доказывать экономическую
обоснованность своей работы?»
По мнению эксперта, «данное постановление не продумано,
противоречит гражданскому кодексу и аналогично
экономической диверсии. Ведь в соответствии с документом,
наши автодилеры, приобретающие запасные части у
импортеров, по сути, должны прекратить эти закупки и
остановить предоставление услуг населению, что в корне
противоречит всем экономическим законам.
Таким образом, владельцы автотранспортных средств
автоматически столкнуться с отсутствием запасных частей и
невозможностью обслуживаться. Это значит, что все
кинуться на черный рынок, кто имеет возможность, поедут
обслуживать свои машины в Россию, Прибалтику. А
государство в результате лишится огромных средств».
Сейчас в БАА ожидают комментариев от правительства. «Пока
мы не получили официальных разъяснений, поэтому
продолжаем отгрузку дилерам, так как не можем остановить
продажи запасных частей для обслуживания автомобилей и
предоставления услуг».
По версии правительства, принятие постановления № 991
обусловлено необходимостью обеспечить эффективное
расходование денежных средств и проведение на территории
Беларуси единой финансовой политики с учетом влияния
факторов мирового финансового и экономического
кризиса.
Сергей Михневич убежден, что документ направлен на борьбу
с импортерами. Этого же мнения придерживается и директор
ООО «Китайские автомобили» Сергей Варивода. По его
словам, постановление принято с целью «дестабилизировать
работу импортеров и снизить поставки импорта в
страну».
С.Варивода считает, что формирование перечней официальных
торговых представителей займет не один месяц. Это
приведет «к массовому закрытию малых
торгово-посреднических предприятий, росту безработицы и
социальной напряженности. При этом документ может
перечеркнуть многолетние усилия дистрибьюторов
автомобильных марок по легализации рынка запасных частей
к автомобилям».
Кроме того, глава ООО «Китайские автомобили» обратил
внимание на сложности с реализацией остатков, которые
находятся у торговых посредников: «Продать уже нельзя,
вернуть проблематично, а обязанность возврата банковского
кредита никто не отменял».
Таким образом, буквально в течение недели находящийся в
стадии плавного падения автомобильный рынок прошел два
сеанса шоковой терапии. Первым стал запрет на выдачу
населению валютных кредитов, из-за чего, по прогнозам
помощника генерального директора холдинга «Атлант-М» Ильи
Прохорова, дилеры не досчитаются, минимум, 15% своих
потенциальных клиентов.
Впрочем, в отличие от правительства, затягивающего с
разъяснениями механизмов работы юрлиц, некоторые банки
проявили хорошую реакцию и уже ввели новые программы
автокредитования в рублях. В частности, «Белгазпромбанк»,
ранее предоставлявший кредиты в долларах и евро под
ставку 14-17,5%, теперь предлагает клиентам займы в
рублях. Так, на автомобили 2007-2009 годов выпуска
кредиты выдаются на условиях «ставка рефинансирования
плюс 10-13 процентных пункта» (в зависимости от объема
уплаты собственных средств).
Эксперты и игроки автомобильного рынка сравнили постановление Совмина № 991 с экономической диверсией, которая выльется в рост безработицы и социального напряжения. Сейчас они ждут официальных разъяснений от правительства, чтобы понять, как дальше работать. Совмин пока держит паузу.