Эксперты комментируют Декрет № 10. 21.by

Эксперты комментируют Декрет № 10

07.08.2009 19:33 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В Беларуси необходимо наладить конструктивные отношения между чиновником и инвестором. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА председатель правления Белорусского союза налогоплательщиков Анатолий Труханович, являющийся также инвестором и руководителем частного унитарного предприятия "АДЛ", комментируя Декрет 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь".

"Принятие этого документа - бесспорный шаг вперед, что очень радует меня как инвестора". Думаю, что это позволит нашей стране значительно продвинуться вперед по улучшению инвестиционного климата", - сказал бизнесмен. "В этой связи я как никогда оптимистично смотрю на дальнейшие перспективы развития бизнеса в Беларуси и экономики в целом", - добавил он.

По его мнению, декрет предлагает хорошие условия для работы в Беларуси как зарубежным, так и отечественным инвесторам. "Сегодня в мире большая часть денег - частные, не государственные. Поэтому Беларусь предлагает такие условия, чтобы инвестору было предпочтительно везти их к нам. А отечественному бизнесу лучше не вывозить заработанные здесь деньги, а вкладывать их в своей стране. Мы ждем прихода чужих денег, в то время как отечественный частный бизнес готов работать и вкладывать средства", - сказал Анатолий Труханович.

Вместе с тем такие широкие возможности для инвесторов не должны сдерживаться действиями чиновников, бюрократическими процедурами. На сегодняшний день это по-прежнему очень больная тема для бизнеса даже после проведенных в стране значительных процессов по либерализации и дебюрократизации, считает предприниматель. "На высшем уровне мы видим полное понимание роли частника, а вот чиновники на местах по-прежнему боятся упустить свою власть и относятся к нам с недоверием, вмешиваются в хозяйственную деятельность предприятия под предлогом регулирования и наведения порядка. Они не готовы к преобразованиям и зачастую результат подменяют процессом. Но пустые движения не дают результата. И это оборачивается ударом по инвестициям", - отметил собеседник.

"Сегодня нет такого собственника, который не хотел бы работать как можно больше, чтобы получать прибыль. Но зачастую неоправданно большое количество чиновников, которые наведываются на наши предприятия, даже сейчас, в горячую уборочную пору, не способствует эффективной работе, а только отвлекает от нее", - подчеркнул Анатолий Труханович.

Он привел в пример ОАО "Пуховичский комбинат хлебопродуктов", совладельцем акций которого он является и где доля государства составляет более 12%. В этот элеватор было вложено много средств, и он из убыточных сегодня стал рентабельным, успешно работает и приносит прибыль. Но сейчас отраслевое руководство хочет забрать элеватор у инвестора. Предприятию для закупки отрубей от Минского комбината хлебопродуктов теперь также необходимо получить разрешение Минсельхозпрода. "Но процедура согласования дороже партии товара, не считая потерянного времени и трудозатрат", - сказал Анатолий Труханович, добавив, что все это не идет на пользу бизнесу и имиджу страны.

Поэтому предприниматель возлагает большие надежды на действие Декрета 10.

Дальнейшие действия государства должны быть направлены на конструктивные и доверительные отношения между государственными органами и инвестором, на развитие частно-государственного партнерства, резюмировал предприниматель.

В Беларуси сделан еще один шаг по созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности. Об этом заявили в Белорусской научно-промышленной ассоциации, комментируя Декрет 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь".

Вместе с тем, считают эксперты БНПА, декрет вводит достаточно сложную схему подтверждения и согласования перечней товаров, ввозимых для инвестобъектов для получения льготы по таможенным пошлинам и НДС. Подтверждающим документом для применения такой льготы является перечень товаров, ввозимых инвестором или его организацией для данных объектов, согласованный исполнительным комитетом или государственным органом, принявшим решение о заключении инвестдоговора, или госорганом, уполномоченным правительством на его согласование по инвестиционным договорам. "Ведь в указанных организациях может не оказаться специалистов для подобных согласований. Логичнее было бы этот вопрос поручить инвестору с последующим контролем при необходимости", - считают эксперты.

В БНПА также назвали ряд моментов, которые декрет не урегулировал. По мнению экспертов БНПА, декрет в принятой редакции направлен на регулирование ограниченного круга инвестиционных правоотношений. Речь идет только о привлечении новых инвесторов и только на вновь создаваемые объекты с оформлением инвестиционных договоров и, как правило, иностранных инвесторов.

Ранее БНПА направляла свои предложения по расширению сферы действия преобразований на всех инвесторов и на все инвестиционные правоотношения. Таким образом, пока остаются не урегулированными возникающие вопросы на уровне правоприменительной практики по защите прав действующих инвесторов (как белорусских, так и иностранных).

Также эксперты считают необходимым установить дополнительный механизм защиты прав собственности инвесторов в Беларуси. Он должен быть направлен на установление специального срока исковой давности в отношении сделок, совершаемых в сфере приватизации и инвестирования.

Декрет 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" по отношению к инвесторам является не просто привлекательным, а даже революционным. Такое мнение высказал член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Алексей Кузьмич.

"Мне кажется, что для инвестора, который хочет инвестировать в белорусскую экономику, лучших условий и пожелать нельзя", - сказал парламентарий.

Он пояснил, что декрет максимально упростил работу инвесторов в Беларуси. Например, теперь можно разрабатывать проект и одновременно вести строительство. "Все довольно сложные и длительные процедуры, связанные с прохождением экспертиз, будут идти одновременно со строительством и не будут его тормозить", - отметил Алексей Кузьмич.

Также он подчеркнул, что значительно облегчены процедуры получения и использования инвестором земли. Инвестору не нужно будет участвовать в аукционе для выделения земли. Арендная цена на землю тоже не будет меняться до окончания строительства.

Касаясь вопросов согласования, собеседник подчеркнул, что теперь некрупные инвестиционные проекты не нужно будет согласовывать в Совете Министров и у президента. Решения смогут принимать Минский горисполком и областные исполнительные комитеты.

Инвестиционный климат одним декретом не изменить. Такое мнение в беседе с корреспондентом "Е" высказал ведущий аналитик ЗАО "Инвестиционная компания "Юнитер" Олег АНДРЕЕВ. На его взгляд, появлением одного хорошего документа привлечь иностранные капиталы в страну сложно. Для этого необходима долгая и целенаправленная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Комментируя Декрет 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", Олег Андреев отметил:
"Раньше все вопросы, озвученные в данном декрете, все равно решались. Все эти преференции все равно существовали. Но чтобы их получить, нужны были длительные процедуры согласования. Теперь все подобные моменты были сведены воедино, что для инвестора существенно облегчает преодоление бюрократических барьеров и уменьшает хождение по кабинетам. Инвестор видит, что может получить, государство демонстрирует - что может предложить".

Кроме того, по словам О. Андреева, появление такого понятия как "инвестиционный договор", является признанием, что инвесторы как вид в Беларуси существуют и с ними можно вести равноправный диалог.

Все это является большими плюсами документа. Вместе с тем, как подчеркнул О. Андреев, инвестиционный климат одним таким декретом не изменить. "Кто-то из чиновников недавно заявил, что за последние годы было принято около 40 постановлений, направленных на улучшение инвестиционного климата в республике. И тут, в минувшую пятницу, принимается постановление Совмина 991, которое одним росчерком убивает все эти начинания", - заметил аналитик.

По словам Олега Андреева, нужен даже не год, а десятилетие планомерной работы правительства, которая бы не вводила в шок всю страну, в том числе инвесторов. Есть проблемы по громоздкому налоговому законодательству, проблемы с принятием постановлений задним числом. То есть имеется масса работы, не затрагивающая даже инвестиционное законодательство.

"Мы гордимся, что Беларусь - единственная страна в СНГ, где принят инвестиционный кодекс. Да, в других странах такого кодекса нет. Но посмотрим на объем инвестиций, на присутствие на рынке иностранных инвесторов, и все становится на свои места. То есть документы можно принимать каждый день, но на что они влияют? Реальность ведь от этого не меняется", - отметил О. Андреев.

Институт инвестиционных агентов не приведет к росту коррупции, считает Сергей Трофимович. "Это международная практика", - подчеркнул Трофимович. По его словам, нет причин беспокоиться о коррупции, "потому что договор будет заключаться с определенным физическим или юридическим лицом, зарекомендовавшим себя в работе с инвесторами".

Как отметил Трофимович, Беларуси уже поступали предложения от представителей немецкого и израильского бизнеса получить статус инвестиционных агентов для переговоров с конкретными финансовыми институтами и реализации инвестиционных проектов. "Есть много известных бизнесменов, которые могут быстрее договориться с потенциальным инвестором на реализацию, чем наши органы госуправления", — подчеркнул Трофимович.

Как сообщалось, в Беларуси вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности - инвестиционные агенты. Это предусмотрено Указом 413 "О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь".

Согласно документу, инвестиционным агентом может быть определено как физическое, так и юридическое лицо, в том числе и нерезидент Республики Беларусь. Статус инвестиционного агента смогут получить лица, владеющие практическими навыками подготовки инвестиционных проектов к реализации, а также обладающие личными деловыми качествами, позволяющими им вести переговоры с высоким управленческим составом крупных компаний.

Предложение об определении конкретного лица инвестиционным агентом может быть внесено в Совет Министров любым республиканским органом государственного управления и иной госорганизацией, а также областным (Минским городским) исполнительным комитетом на основании обращения потенциального инвестиционного агента.

Решение об уполномочии инвестиционного агента на представление интересов Республики Беларусь принимается правительством.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Введение в Беларуси института инвестиционных агентов позволит стране более гибко работать с инвесторами".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика