Практически все предприятия машиностроения Беларуси переведены на сокращенный график работы. Минский подшипниковый завод вслед за МТЗ, Минским моторным и "Амкодором" официально ввел трехдневку. Тем временем "Атлант" не знает, куда девать складские залежи, а из "Мотовело" массово уходят квалифицированные специалисты.
Минский подшипниковый завод
Ведущий технический специалист Минского подшипникового
завода Андрей Гордейко рассказал, что предприятие на
неопределенный срок переведено на трехдневную рабочую
неделю. Такая тенденция, по словам Гордейко,
характерна для большинства крупных предприятий
Минска:
- Конечно, у нас также сокращенный график. Официально у
нас трехдневка, но бывает, что некоторые недели работаем
четыре дня. То есть отдельные службы ходят по своим
графикам, но в целом по заводу установлена трехдневка.
Это характерно почти всем предприятиям
машиностроительного комплекса. Ситуация зависит от того,
как ведет себя рынок. Подшипники - продукт специфический.
Бывает, что одну номенклатуру подшипников выпускаешь в
большом объеме и завязан на одного-двух потребителей. С
ними что-либо случилось, финансовый кризис захватил. И
тогда проблемы. А есть номенклатура, которая потребляется
очень многими, хорошо расходится. Поэтому сохраняется
определенный баланс. Недостаток оборотных средств,
естественно, отражается, но завод пока работает
более-менее устойчиво.
Атлант
Одно из самых затоваренных в Минске - объединение
"Атлант". В целом на складах - более 240%
произведенной техники к среднемесячному объему
производства. Причина - сокращение экспортных поставок.
На складе теперь собралось 258 тысяч холодильников и 40
тысяч стиральных машин. При этом в администрации
предприятия нахваливают собственную продукцию и не
понимают, почему покупатели предпочитают заграничные
аналоги:
- В минском магазине "Bosch" холодильник "Атлант" как
стоял год или даже два, так и поныне стоит. Почему-то
покупают только импортную технику. Хотя, например,
сейчас убеждаешься все больше и больше: по большому
счету, "Атлант" ничем не отличается от других зарубежных
марок. Даже не понятно, зачем люди хватают эти "Bosch'ы"
турецкие, ведь наш холодильник совсем не хуже. Уже не
говоря про "Индезит", произведенный в России. Очень много
обращений в сервис по российской технике - точнее,
произведенной по иностранным технологиям в России".
Мотовело
Минский завод "Мотовело" еще недавно приводили как пример
удачного инвестиционного сотрудничества правительства
Беларуси и австрийского капитала. Однако, как утверждает
инженер-конструктор с 50-летним стажем работы на
предприятии Борис Фердман, на самом деле началось
настоящее безвластие, а завод лишился самых
квалифицированных кадров:
- За все время, что я работал на заводе, поменялись 12
директоров. И показательно, что шесть из них, то есть
ровно половина, сменились от момента
"приватизации". В результате неопределенности что
получилось? Из 4.500 рабочих осталось на заводе разве что
1.700. От бесперспективности ушли самые лучшие кадры.
Дела идут все хуже и хуже. Дело в том, что мы рассчитаны
на массовое производство. Поставляли продукцию в основном
на постсоветское пространство. Но наши изделия никак не
могут конкурировать за счет технических данных, а только
путем низкой цены. И именно таким образом мы долгое время
считались одним из лучших предприятий города.
МТЗ
Минский тракторный завод, который одним из первых перешел
на трехдневный график, подхватил опыт "натурального"
расчета со своими сотрудниками. Накануне на МТЗ начала
работать столовка, где пельмени, вареники и другие
продукты можно или съесть на месте, или взять домой. В
каждом случае - в стоимость будущего заработка.
Напомним, что на борисовском заводе БАТЭ часть заработка
можно получить мясом и молочными продуктами.
Практически все предприятия машиностроения Беларуси переведены на сокращенный график работы. Минский подшипниковый завод вслед за МТЗ, Минским моторным и "Амкодором" официально ввел трехдневку. Тем временем "Атлант" не знает, куда девать складские залежи, а из "Мотовело" массово уходят квалифицированные специалисты.