«Мотовело» по сей день остается единственным предприятием в СНГ, выпускающим и мотоциклы, и велосипеды. Но ситуация на заводе вело- и мототехники давно уже отнюдь не столь безоблачна, как, например, лет 10 или 20 назад.
То ли по иронии судьбы, то ли по
чьему-то щучьему велению «Мотовело» уже не первый год
балансирует на грани. «Е:Дорога» попыталась проследить
историю «Мотовело» последних 20 лет, отметить взлеты и
падения, остановиться на событиях настоящего и заглянуть
в будущее.
Информация по делу
1989 год. Перманентный рост объемов поставок по
стране.
1990 год. Максимальный уровень объема производства - 3200
велосипедов в день.
1999 год. Приватизация предприятия и превращение в ОАО
«Мотовело».
2002 год. ОАО «Мотовело» стало равным среди лучших
производителей, сертифицированных на соответствие МС ИСО
9001.
2000-2002 годы. Средняя заработная плата на заводе была
выше, чем на МАЗе, БелАЗе, «Атланте».
2003 год. «Мотовело» награждено дипломом «Сто лучших
товаров России». Износ оборудования составляет около 90%.
Завод работает на склад. Растет кредиторская
задолженность. Концерну «Каджива» отказывают в покупке
51% акций предприятия и его техническом перевооружении.
Вьетнам вводит 40%-ную пошлину на продукцию «Мотовело».
Российский металл для «Мотовело» дорожает в среднем на
40-60%.
2004 год. КГК по итогам проверки финансового состояния
завода рекомендует уволить директора Анатолия Язвинского.
Постановлением Мингорисполкома на заводе введена «золотая
акция».
2005 год. Рабочие завода вышли за проходную и перекрыли
движение транспорта по Партизанскому проспекту, требуя
выплаты зарплаты. На созванном А.Лукашенко совещании он
передает бразды правления «Мотовело»
Мингорисполкому.
2006 год. Указ президента о реструктуризации в 2006 году
задолженности ОАО «Мотовело».
2007 год. «Мотовело» продан за Br 15,6 млрд австрийской
фирме «ATEC Holding Gmbl». Фирма обязалась и оплатить
стоимость акций, и погасить задолженность «Мотовело»
перед бюджетом.
2008 год. На ОАО «Мотовело» созданы мотоциклетная и
велосипедная компании. Разработана и внедряется в
производство модель нового мотоцикла «Нео-Классик».
2009 год. На сегодняшний момент порядка 10 стран
приобретают продукцию завода: страны Средней Азии,
Россия, Украина, Беларусь, Куба, Молдова.
Что есть
Директор «Мотоциклетной компании Минск-мото» Никита
ШРУБОК в качестве главных прорывов нынешнего «Мотовело»
отмечает два момента: «Первый - расширение линейки
моделей мотоциклов. Второй - пересмотр подходов к
производству, к ведению торговой деятельности».
Ни мировой финансовый кризис, ни затянувшийся кризис на
«Мотовело», по словам Шрубка, не мешают предприятию
работать и выполнять норматив: «По всем нашим дилерам и
дистрибьюторам есть спад по продажам с их стороны, т.е.
мы наблюдаем сейчас отложенный спрос на нашу продукцию. В
любом случае, продажи есть, производство есть, завод
производит, отгружает и продает. Если сравнивать с
отгрузками и продажами по прошлому году, то, конечно,
есть падение, достаточно значительное, но это та
трудность, с которой сталкиваются все на сегодняшний
момент и просто нужно сделать какие-то выводы для
себя».
Уж кто-кто, а рабочие «Мотовело» выводы для себя точно
сделали. Короткого разговора после окончания смены с
несколькими из них (еще заставших сытые времена начала
века и по известным причинам пожелавших остаться
неназванными) хватило, чтобы прочувствовать обстановку
внутри завода. Почему-то приняв автора этих слов за
корреспондента оппозиционной прессы, они, нервно косясь
глазами по сторонам, сразу же поделились наболевшим: «Все
хуже и хуже становится. Руководство нормальное поуходило,
понабирали всяких спортсменов, у которых только пальцы
веером, а толку никакого. Раньше в три смены работа была,
а сейчас - в одну. И это летом, когда самый сезон! Чтоб
свет не жечь, отпускают пораньше. Зарплата - 700 тысяч.
Все, что нам говорят, это: «Идите на две трети» и «Не
нравится - уходи». Все уходят с завода. И мы
думаем».
Что будет?
Будущее «Мотовело» сейчас исключительно в руках нового
инвестора и маркетинговой политики, которую он выстроит
применительно к продукции завода. Будет ли она достаточно
конкурентоспособной и расширится ли дилерская сеть - это,
пожалуй, два основных вопроса на ближайшее будущее. В
следующем году «Минск-мото», по словам ее руководителя,
планирует выйти на Евросоюз путем получения сертификатов
европейского образца, пока же компания проходит
необходимый и недешевый процесс сертификации.
Однако уже сейчас некоторые сторонние аналитики способны
выдвинуть более или менее определенные предположения
насчет будущего «Мотовело».
У известного белорусского политика Сергея ГАЙДУКЕВИЧА в
молодости, в конце 60-х - начале 70-х, «как у всех
нормальных мужиков, без мотоцикла не обходилось». Правда,
он «гонял по деревне» не на «Минске», а на «Иже» и «Яве».
Даже «чуть ногу не сломал». Об отечественном
производителе Гайдукевич вспомнил, лишь когда подрос уже
его собственный сын: «Был мопед (это про мотоцикл
«Минск». - Прим. авт.), который сыну купили. Стоил он то
ли 380, то ли 420 тыс., не помню. Да, ездил, пробовал. А
так, чтобы им увлекался, то нет, конечно. Просто сыну
брали что подешевле, чтоб у бабушки катался».
Рассуждая о будущем «Мотовело», политик не склонен
примерять розовые очки: «Для завода сейчас времена
тяжелые и даже очень. А будущее его, по-моему, совершенно
предсказуемое: просто конец - и все. Австрийская фирма
когда его выкупала, прощупывала рынок где-нибудь, может,
за рубежом, а что касается сбыта этой продукции,
предположим, в Беларуси, то это бред».
Прогноз «Е:Дорога»
Никита ШРУБОК, директор «Мотоциклетной компании
Минск-мото», «отвечающей за все, что касается улучшения
продаж и просто политики в области работы в этом
направлении», отмечает: «Фирменную продукцию завода можно
купить во всех областных городах Беларуси плюс в менее
крупных городах по каждой из областей». Однако в Минске,
по его словам, подобных точек на сегодняшний день всего
только две.
По его мнению, изделия «Мотовело» не сыскать ни на
рынках, ни еще где-то потому, что и «Минск-мото», и
велокомпания «МВЗ Вело», находящиеся под патронажем
австрийской «ATEC Holding Gmbl», «придерживаются
определенной политики выбора дилера для продажи своей
продукции». «Т.е. ларек на рынке не совсем, может быть,
подходит, если речь идет о каком-то бренде как таковом.
Реализация идет через фирменную сеть, т.е. с какими-то
оформлениями, с какими-то буклетами, чтобы это приятнее
воспринималось и было гораздо лучше, чем просто точка на
рынке, либо где-то на улице будут выставлены велосипеды
или мотоциклы».
После всех этих глубоких умозаключений специалиста вы
можете попытаться купить себе хотя бы велосипед на
ближайшем к дому рынке и заодно поинтересоваться, нет ли
в наличии отечественной продукции. Опытные продавцы
российских, украинских, немецких и прочих двухколесных
аппаратов расскажут вам о реалиях и перспективах
«Мотовело» гораздо больше, чем представители этого
предприятия.
«Мотовело» по сей день остается единственным предприятием в СНГ, выпускающим и мотоциклы, и велосипеды. Но ситуация на заводе вело- и мототехники давно уже отнюдь не столь безоблачна, как, например, лет 10 или 20 назад.