Разгрузка складов любой ценой может обернуться головной болью для отечественной торговли.
По данным Белстата, за семь месяцев запасы готовой продукции по отношению к среднемесячному объему производства составили 88,3%. По сравнению с январем — июнем продукции на складах стало меньше (было 96,4%), однако торговлю это может радовать лишь отчасти. Если раньше торговую сеть вынуждали увеличивать долю отечественных товаров, часто непопулярных, в общем объеме реализуемой продукции, то теперь, не исключено, придется еще и отводить белорусским товарам самые выгодные места.
Пока, правда, эта идея не имеет законодательного статуса. И вряд ли таковой обретет. Хотя фирменная торговля, объекты которой на днях проверили сотрудники Комитета госконтроля, уже получила тревожный звоночек. Как выяснили проверяющие, импортным товарам часто отводятся более выгодные места на прилавках, чем белорусским. Учитывая принципиальность КГК во многих вопросах, а также затоваренность складов, фирменную торговлю могут устно обязать изменить расположение белорусских товаров. Однако, как считают эксперты, такими подходами к мерчендайзингу (система маркетинговых и рекламных мер, призванная воздействовать на выбор покупателя) и склады не разгрузишь, и торговлю оставишь в убытках.
«Белорусская торговля никому ничего не должна, — убежден директор маркетинговой компании Indecom Андрей Коляда. — Это отдельный бизнес, отдельные предприятия, работники, которые должны получать зарплату. Наша торговля должна только себе. Она должна обеспечивать экономические показатели, которые перед ней ставятся, выплачивать зарплаты, платить налоги, получать прибыль. И заставляй не заставляй, торговля будет продвигать те товары, которые генерируют основную выручку и приносят прибыль».
Предприятия-производители, по мнению эксперта, «должны работать с торговлей так, чтобы ей было выгодно продвигать белорусскую продукцию. Надо показать и доказать, что продукция не хуже, чем у конкурента, и на ней можно зарабатывать. Даже государственные магазины будут искать способы продавать то, что выгодно».
Что касается мерчендайзинга, то это, по словам специалиста, «один из самых эффективных инструментов потребительского маркетинга. За счет правильного мерчендайзинга предприятия значительно увеличивают продажи. Но мерчендайзинг — это целый набор инструментов, а не просто расположение товара на уровне глаз. Для производителей ситуация осложняется тем, что на рынке слишком мало грамотных мерчендайзеров. А привлечение их к работе для продвижения товара требует огромных затрат. Речь идет о нескольких десятках тысяч долларов, так как это достаточно эффективный инструмент с быстрой отдачей».
Но на такие расходы многие предприятия-производители не готовы пойти, даже если не исключают выгодность вложений. По данным Белстата, сумма чистого убытка промышленных предприятий выросла за полгода в пять раз и составила 622,4 млрд. рублей. Задолженность предприятий по кредитам выросла за шесть месяцев этого года на 13,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 15,1 трлн. рублей. Причем с начала года кредиторская задолженность увеличилась на 16,5%, в том числе за июнь — на 5,9%.
Больше всего проблем со сбытом продукции, судя по статистике, у минского предприятия «Луч». Как сообщает «Ежедневник» со ссылкой на данные Белстата, завод является абсолютным лидером по складским запасам. Его часами, которых скопилось более 1 млн. штук, можно обеспечить десятую часть населения страны.
На складах также много отечественных телевизоров (149,2 тыс. штук ), чулочно-носочных изделий (21,8 млн. пар), холодильников и морозильников (188,8 тыс. штук), стиральных машин (35,2 тыс. штук), круп (9,5 тыс. тонн).
Но и белорусская торговля заинтересована как в разгрузке своих складов, так и в получении прибыли не меньше производителей. За январь — июль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года розничный товарооборот в сопоставимых ценах вырос всего на 2,7%. Причем с начала года темп его роста сокращается. К примеру, в январе рост был на уровне 12,3%, по итогам первого квартала — 5,9%, а в январе — мае текущего года — 4,6%. При этом правительственный прогноз на год по росту розничного товарооборота составляет 17%.
И, как показывает статистика, часто именно отечественные товары идут со скрипом.
Например, за семь месяцев удельный вес продажи отечественной одежды и белья составил 76,1%, при этом продажи одежды и белья в стоимостном выражении в целом упали по сравнению с прошлым годом на 22,3%. Аналогичная ситуация с обувью. Продажи обуви в стоимостном выражении упали на 5,6%, при этом удельный вес продажи обуви отечественного производства составил 78%. Вместе с тем продажи, например, растительного масла выросли по сравнению с прошлым годом на 5,1%, при этом удельный вес продажи импортного масла составил 69,7%, а отечественного — только 30,3%.