Что изменится с введением новой редакции Инструкции о порядке применения единой тарифной сетки?. 21.by

Что изменится с введением новой редакции Инструкции о порядке применения единой тарифной сетки?

25.08.2009 15:34 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

1 сентября вступает в силу новая редакция Инструкции о порядке применения единой тарифной сетки.
Это предусмотрено постановлением Министерства труда и социальной защиты от 23 марта 2009 г. № 40.

Чем новая редакция отличается от пока еще действующей, и что это значит для работников и нанимателей? Управляющий партнер консалтинговой группы Revera Дмитрий Архипенко прокомментировал для TUT.BY документ и рассказал, что он изменит в порядке начисления заработных плат.

Действующая система была направлена на уравнительную систему оплаты труда 

Почему появилась новая инструкция о порядке применения ЕТС?

Жесткие рамки, определенные действующей инструкцией, не позволяли нанимателю в полной мере при определении заработной платы вести гибкую политику с учетом возможностей предприятия и индивидуальных особенностей того или иного работника. В действующей редакции государственные органы пытались пресечь, по их мнению, возможные злоупотребления и, скажем прямо, она была направлена на уравнительную систему оплаты труда. Таким образом, фактически имело место необоснованное ограничение прав нанимателя. Как результат - наниматели для установления "справедливой" оплаты труда были вынуждены прибегать к различным ухищрениям при расчете заработной платы, для того чтобы достичь требуемого уровня и при этом расходы по оплате труда отнести на затраты.

Такой свободы в установлении повышений работникам нанимателю еще не предоставлялось…

Что изменится по сравнению с текущей ситуацией?

Основные изменения следующие:

- тарифный разряд руководителя организации теперь зависит только от численности работников вне зависимости от структуры предприятия;

- расширен диапазон тарифных разрядов для специалистов среднего и высшего уровней квалификации до 4-х разрядов;

- отменено применение коэффициента "0,93–1,07", устанавливаемого для работников по решению руководителя;

- отменены требования к количеству работников при создании структурных подразделений.

И, наверное, самым важным нововведением стало право нанимателя устанавливать работникам организации повышение тарифных ставок (окладов) до 300%. Такой свободы в установлении повышений работникам нанимателю не предоставляла еще ни одна редакция инструкции. Одновременно с этим исключено применение ранее предусматривавшихся, обязательных к применению, целого ряда повышающих коэффициентов (за категорию, в зависимости от производной должности (профессии) "старший", некоторым категориям работникам в зависимости от рода деятельности и т.д.)

С 01.09.2009 применение повышения производится исключительно по решению нанимателя без обязательных критериев. При этом конкретный размер повышения должен отражаться в трудовом договоре (контракте) с работником.

… "однако хотелось бы надеяться, что это только промежуточный этап"

Можно сказать, что система оплаты труда в целом упрощается. Однако хотелось бы надеяться, что это только промежуточный этап. Это лишь упрощение, но не предоставление нанимателю полной свободы в определении системы оплаты труда. В то же время новая система, безусловно, гораздо более гибкая за счет предоставления нанимателю права повышать тарифную ставку до 300%. Но есть еще куда упрощать систему оплаты труда.

Я, наверное, сторонник кардинальных решений. В принципе для государственных предприятий все же требуется сохранение определенных детализированных систем оплаты труда. В то же время для негосударственного сектора единственным регулятором должен являться минимальный уровень оплаты труда и полная отмена привязки к единой тарифной сетке. Конечно же, в такой ситуации можно говорить о том, что работники негосударственного сектора экономики в некоторой степени могут быть ущемлены. Однако данные гарантии необходимо установить через справедливый уровень минимальной платы труда который покрывает потребности человека. Тот размер, который сейчас установлен в Республике Беларусь - 229 700 рублей – скорее, носит декларативный характер и не отражает истинного его назначения.

Существующие западные системы - это установление минимальной заработной платы в привязке к отработанному часу. По этому пути в частности пошла Украина, приняв соответствующие изменения в законодательстве.

У кого-то зарплата может снизиться

Как нововведение может отразиться на зарплате различных работников на предприятиях различной формы собственности?

Говорить о коренных автоматических изменениях, наверное, нельзя. Многое зависит от нанимателя. В то же время отмена обязательных к применению повышающих коэффициентов, в частности:

- 10% - для продавцов-консультантов, продавцов, контролеров-кассиров (контролеров) при продаже товаров бытовой химии, книг, оптики, цветов, технически сложных, продовольственных, строительных и хозяйственных товаров;

- 10% - специалистам со средним уровнем квалификации, имеющим вторую квалификационную категорию; 15% - имеющим первую квалификационную категорию; 20% - имеющим высшую квалификационную категорию;

- 10% - специалистам с высшим уровнем квалификации, имеющим вторую квалификационную категорию; 15% - имеющим первую квалификационную категорию; 20% - имеющим высшую квалификационную категорию;

- повышение на один разряд тарифного разряда по производной должности "старший" для специалистов, в квалификационных характеристиках должностей которых отсутствуют квалификационные категории, и других служащих устанавливается по сравнению с тарифным разрядом базовой должности;

- до 10% - по производной профессии "старший" для рабочих,

без одновременного принятия локального акта на предприятии, предусматривающего замену данных повышений на повышающие коэффициенты, установление которых является правом нанимателя, может повлечь снижение размера оплаты труда.

Некоторое уменьшение размера оплаты труда может произойти вследствие того, что база для расчета повышений, предусмотренных различными нормативными актами, в частности, до 50% за контрактную форму найма, установленную Декретом президента Республики Беларусь № 29 от 26.07.1999, будет уже применяться без различных повышений по инструкции, и за базу будут браться только чистые тарифные данные, включающие оклад и ставку по ЕТС.

Но наниматель не сможет уменьшать размер тарифной ставки

Нельзя не отметить, что исключение применения нанимателем коэффициента "0,93–1,07", пришедшего на смену "межразрядной разнице" в рамках изменений в мае 2008 года, приведет к тому, что наниматель не сможет уменьшать размер тарифной ставки (тарифного оклада).

Также в пользу увеличения официальной заработной платы может сыграть фактор, что наниматели, которые до этого не видели возможности легально установить заработную плату с возможностью отнесения расходов на затраты, смогут уйти от доплаты зарплаты в "конверте", применяя повышающие коэффициенты.

Как отразится новая инструкция на объеме документооборота на предприятии?

Расчет тарифной ставки (тарифного оклада) упрощен. Однако расчет все же требуется. При этом применение повышающих коэффициентов нанимателем потребует изменения штатного расписания, положения об оплате труда и трудовых договоров.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чем новая редакция отличается от пока еще действующей и что это значит для работников и нанимателей?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика