Киев предлагает Минску участвовать в строительстве нефтепровода «Одесса — Броды». «Здесь есть и политическая составляющая, но экономическая целесообразность и польза в данном случае несомненная», — заявил посол Украины в Беларуси Игорь Лиховый 21 августа на пресс-конференции в Минске. Проект «Одесса — Броды» — возможность привлечь альтернативную нефть, однако сегодня для Беларуси участие в нем не актуально, считает эксперт.
Азербайджан уже подтвердил свою готовность участвовать в проекте в качестве поставщика нефти, отметил Игорь Лиховый. «Не осталось безучастным» к украинской инициативе и белорусское руководство, которое сейчас изучает этот вопрос, сообщил посол.
По словам дипломата, в последнее время проект по поставке каспийской нефти в страны Балтии «Одесса — Броды» приобрел «еще большую актуальность». «Пройдет немного времени, когда мы получим легкую каспийскую нефть, в которой заинтересованы и европейские, и белорусские нефтеперерабатывающие предприятия», — считает Лиховый.
Как известно, поставщиком нефти в Беларусь является Россия. Однако отношения со страной-союзницей в последние годы складываются не так гладко, как прежде. И в случае очередного конфликта белорусские нефтеперерабатывающие заводы рискуют стать заложниками большой политики.
Очевидно, что это понимают и Москве. Не зря в июне Россия приступила к строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы в обход Беларуси. Проект БТС-2 был запущен, несмотря на экономические доводы экспертов — российских в том числе — о его убыточности.
Впрочем, даже при самом благоприятном развитии отношений с Россией придет время, когда российской нефти не будет хватать и белорусские НПЗ столкнутся с серьезным дефицитом сырья, отмечают эксперты.
«Одесса — Броды» для Беларуси представляет интерес как перспективный проект. На сегодняшний день участвовать в нем острой необходимости нет, считает экономический обозреватель Татьяна Манёнок.
«Пока этот проект существует всего лишь теоретически, — отметила эксперт в интервью для БелаПАН. — Сегодня нефтепровод работает в реверсном режиме, хотя еще весной президент Ющенко принял решение о переориентации на аверсный режим. Правительство Украины пока такого решения не приняло, потому что нет ресурсов для заполнения трубы нефтью в прямом направлении».
Азербайджан, отмечает Манёнок, может обеспечить поставки в прямом направлении только 5 млн. тонн нефти. «Этого достаточно для загрузки исключительно украинских НПЗ, но мало, чтобы реализовать проект достройки нефтепровода до Европы», — добавила она.
При этом эксперт не исключает, что лет через десять появится возможность наполнить эту трубу, учитывая, что и Азербайджан, и Казахстан увеличивают добычу нефти.
По словам Манёнок, «альтернативный маршрут поставки нефти был бы выгоден для Беларуси в том случае, если бы наша страна, как и другие, получала нефть по мировым ценам».
Эксперт напомнила, что вопрос о диверсификации поставок стал актуален в начале 2007 года после нефтяного конфликта с Россией, и тогда в Минске была разработана концепция энергобезопасности, согласно которой к 2010 году Беларусь должна получать до 20% нефти по альтернативным нефтепроводам.
«Этого не случилось и не могло случиться, — считает Манёнок. — Во-первых, Беларусь имеет достаточно российской нефти и самую привлекательную цену среди стран-импортеров. Минус транспортные издержки, минус экспортная пошлина в 30%. В свою очередь, для российских нефтяных компаний, которые работают в Беларуси на давальческих условиях, здесь созданы привлекательные условия. Правила игры сформированы давно и пока устраивают обе стороны».
Кроме того, полагает Манёнок, Россия, которая «чрезвычайно ревностно относится к любым альтернативным проектам поставки газа или нефти, постарается не допустить участия Беларуси в этом проекте». Это и есть тот самый политический фактор, о котором упомянул на пресс-конференции посол Украины, считает эксперт.
На днях появилась информация о том, что на запуск европейско-азиатского нефтетранспортного коридора Еврокомиссия выделила порядка 180 млн. евро. Этого хватит для подготовки технической документации, составления бизнес-плана и начала строительных работ.
«Европа очень заинтересована в данном проекте, так как это — единственный альтернативный нефтепровод для поставок в страны ЕС. Такая заинтересованность, возможно, ускорит наполнение нефтепровода ресурсами. Но произойдет это явно не завтра», — подчеркнула эксперт.
Сегодня для Беларуси приоритет — добиться приемлемых условий поставки нефти из России, убеждена Татьяна Манёнок.
Справка
Нефтепровод «Одесса — Броды» был построен Украиной в 2001 году для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход России. Из-за отсутствия ветки в Польшу на Плоцк и Гданьск трубопровод используется Украиной для прокачки небольших объемов российской нефти (по условиям договора — до 9 млн. тонн в год) в реверсном режиме. Для прокачки каспийской нефти из Азербайджана в Европу необходимо запустить нефтепровод в аверсном направлении.
14 мая 2009 года президент Украины Виктор Ющенко утвердил указом план неотложных мер по обеспечению реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), в основе которого лежит использование в аверсном режиме нефтепровода «Одесса — Броды». В документе сказано о необходимости проработать вопрос о привлечении к проекту Беларуси, Казахстана, Словакии, Чехии и России.
Проект планируется реализовать в трех направлениях: северном — через Польшу, западном — через Словакию, Чехию и Австрию, восточном — через Беларусь. Общая проектная мощность транспортного коридора оценивается в 40 млн. тонн нефти в год.
Киев предлагает Минску участвовать в строительстве нефтепровода «Одесса — Броды». «Здесь есть и политическая составляющая, но экономическая целесообразность и польза в данном случае несомненная», — заявил посол Украины в Беларуси Игорь Лиховый...