Кто по воду пойдет?. 21.by

Кто по воду пойдет?

11.09.2009 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Правительство завершает разработку комплексного плана действий по эффективному использованию разведанных запасов минеральных подземных вод. Планируется, что с его принятием в республике будут созданы предпосылки для более активной добычи этого природного ресурса, что в свою очередь привлечет иностранных инвесторов и позволит нарастить экспорт.

Ожидается, что план будет утвержден Совмином до конца сентября. Проект документа, в частности, предполагает совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих добычу и использование минеральных вод. В нем также будут прописаны мероприятия по увеличению объемов добычи, розлива, экспорта и по расширению сферы применения этого продукта в санаторно-курортном лечении и зравоохранении.

Пока потенциал минеральных вод Беларуси используется далеко не в полной мере. К примеру, в 2008 г. их было добыто 627,1 тыс. м3, хотя разведанные запасы позволяют извлекать из недр не менее 21,2 млн. м3 в год, или в 34 раза больше!

По состоянию на 1.01.2009 г. на территории республики разведано 227 участков месторождений вод различного химического состава и минерализации, подразделяемых на 6 гидрогеохимических классов: гидрокарбонатно-хлоридные; гидрокарбонатно-сульфатные; сульфатные; сульфатно-хлоридные; хлоридные и хлоридно-сульфатные. Кроме того, некоторые воды содержат специфические компоненты: радон, йод, бром и прочие.

Однако несмотря на такое качественно-количественное разнообразие, для добычи используется менее 100 участков. Причем на 11 воду забирают на нужды нефтедобывающей промышленности для поддержания пластового давления месторождений нефти, на что уходит половина всей добытой в республике минералки. Еще 112 участков законсервированы или не освоены.

Стоит отметить, что в Беларуси уже создана достаточно разветвленная промышленная база для использования минеральной воды на потребительские нужды. В частности, в 2008 г. 42 предприятия имели техническую возможность бутилировать ее. Однако реально этим занимались только 29 субъектов хозяйствования, а их производства носили выраженный локально-региональный характер. В результате на рынке бутилированной минеральной воды наблюдается резкая концентрация: на три торговые марки («Минская», «Дарида» и «Фрост») приходится 91% объема всего розлива.

Уже сегодня можно говорить о значительной насыщенности рынка данным продуктом. А значит, есть объективная проблема с повышением объемов добычи и сбыта. Разработчики комплексного плана видят выход сразу в нескольких направлениях. Во-первых, внутренний рынок можно расширить за счет популяризации минералки среди населения. Тут свое слово должны сказать медики. Ожидается, что будут разработаны рекомендации по употреблению этого продукта в зависимости от химического состава, возраста потребителя и состояния его здоровья. Пока же на этикетках бутылок размещается весьма общая информация.

Во-вторых, серьезным резервом для роста может стать расширение комплекса услуг по оздоровлению населения в санаторно-курортных и курортно-лечебных учреждениях и увеличение доступности процедур с использованием минеральных вод.

И в-третьих, планируют более полно задействовать экспортный потенциал. К слову, кое-чего в этом направлении уже удалось достичь. В 2008 г. за рубеж поставлено 20,5 млн. л минеральной воды общей стоимостью 3,9 млн. USD. Правда, средняя экспортная цена была относительно невысока — 0,19 USD/л. Для сравнения: импортированная в Беларусь минералка в среднем стоила 0,43 USD/л. Дело в том, что по своим потребительским и вкусовым свойствам белорусский продукт может быть отнесен лишь к классу «middle». Кроме того, наши производители пока не накопили достаточно средств, чтобы заняться серьезным рекламным продвижением за рубежом и, как следствие, приблизить там наш товар к ценовому сегменту «premium».

Несколько обнадеживают недавние заявления белорусских ученых о наличии в республике геологических структур, которые теоретически могут содержать минеральную воду — аналог лучших марок Кавказа. Правда, пока это лишь теория, интересная больше обывателям, чем инвесторам. Для последних, как оказалось, даже наличие технико-экономических обоснований и развитая инфраструктура не всегда достаточны для принятия скорого решения вкладывать деньги в создание производств.

Пример тому — освоение пресных подземных вод. Их утвержденные запасы позволяют ежесуточно добывать 7,1 млн. м3, фактически же из скважин и водозаборов получают 2,5 млн. м3/сутки. Если учесть, что в настоящий момент, по данным ООН, около 60% населения планеты остро ощущает нехватку чистой питьевой воды, а к 2040 г. потребность человечества в этом жизненно важном продукте сравняется с имеющимися запасами, то перспективы экспорта белорусской воды представляются достаточно заманчивыми.

Чтобы упростить задачу инвесторам, в 2008 г. специалисты Департамента по геологии Минприроды в различных частях Беларуси определили более 80 участков с пресными подземными водами высокого качества, пригодными для бутилирования практически без водоподготовки. При этом 19 участков полностью соответствуют требованиям СанПиН РБ «Гигиенические требования к качеству питьевой воды, расфасованной в емкости», а 4 (по 2 в Минской и Брестской областях) — европейским стандартам.

В прошлом году на предложение Минприроды инвестировать в их разработку откликнулись инвесторы из десятка стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако разразившийся глобальный экономический кризис внес свои коррективы. По ряду объектов переговоры приостановлены. Перспектива вложить 10-15 млн. EUR в создание завода по бутилированию воды с периодом окупаемости 5-7 лет теперь многим кажется не столь заманчивой.

Тем не менее говорить о полном угасании интереса к белорусским недрам преждевременно. На днях министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Владимир Цалко заявил о готовности крупной нидерландской компании инвестировать в строительство завода в Минском районе. Переговоры по созданию производства ведутся и с крупным немецким инвестором.

Кроме того, сейчас новые мощности создаются силами белорусских предприятий. Так, на КУП «Барановичский водоканал» после реконструкции введен в строй цех бутилирования питьевых вод с проектной мощностью 4,8 млн. л/год, что в 6,5 раза больше, чем до реконструкции. Аналогичные проекты также реализуют Свислочский райпотребсоюз, ЗАО «Крынiчка хатняя», КУП «Речицкий водоканал» и филиал ОАО «Криница» в Несвижском районе. А значит, уже в ближайшее время среди отечественных брендов воды стоит ожидать пополнения.

Маргарита ГЕРАСИМЕНКО, управляющий партнер портала produkty.by

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Бизнес на минералке имеет перспективы
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика