Эксперт: Уточнены полномочия Департамента ценовой политики Минэкономики по согласованию сделок приобретения долей в уставном фонде юрлиц. 21.by

Эксперт: Уточнены полномочия Департамента ценовой политики Минэкономики по согласованию сделок приобретения долей в уставном фонде юрлиц

20.10.2009 17:15 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В Беларуси уточнены полномочия Департамента ценовой политики Министерства экономики по согласованию сделок приобретения долей (акций) в уставном фонде юрлиц. Об этом в комментарии ПРАЙМ-ТАСС сообщила юрист юридической компании "Власова, Михель и партнеры" Татьяна Емельянова, комментируя положения указа президента №499 от 13 октября 2009 г "О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции".

Указом президент дал разъяснения порядка применения абзаца шестого пункта 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Закон указывает на необходимость согласования с антимонопольным органом случаев приобретения физическими или юридическими лицами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

"Формулировки "реально определять условия ведения ... предпринимательской деятельности" и "осуществлять функции уставного (руководящего) органа" отличаются неопределенностью и неоднозначностью возможных толкований и, ввиду отсутствия официальных разъяснений, субъекты хозяйствования вынуждены были обращаться в антимонопольный орган (Департамент ценовой политики Министерства экономики) за индивидуальными разъяснениями применительно к конкретным планируемым сделкам. Такая ситуация сохранялась с 2000 г, когда в законе появилась рассматриваемая формулировка. Пункт 1.2 указа №499 определяет, что права антимонопольного органа по согласованию таких сделок, распространяются только на случаи приобретения 20 проц и более долей (акций) в уставном фонде юридического лица на основании договора купли-продажи (доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения) при соблюдении ряда условий. Такими условиями являются: превышение размера в 100 тыс базовых величин балансовой стоимости активов юрлица, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, или превышение объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) по итогам финансового года, предшествующего году приобретения, размера в 200 тыс базовых величин", - сообщила Т.Емельянова.

Она обратила внимание, что ранее на практике существовала неопределенность относительно обязательств согласования подобных сделок, что выражалось либо в игнорировании норм антимонопольного законодательства (это было характерно для местных субъектов хозяйствования), либо в буквальном следовании букве закона с обращением в антимонопольный орган за разъяснениями в любых ситуациях (было характерно для иностранных инвесторов).

"Тем не менее, отдельные неясные моменты по-прежнему остаются. Так, не ясно, является ли предусмотренный пунктом 1.2 указа перечень договоров, в соответствии с которыми могут приобретаться акции (доли), исчерпывающим. Необходимо ли, например, получать согласие антимонопольных органов при заключении договора подписки на акции, в соответствии с которым предполагается приобретение 20 процентов акций и более? Имеющаяся на сегодняшний день практика отвечает на это вопрос утвердительно", - отметила Т.Емельянова.

"Очевидно, потребуются также дополнительные разъяснения и относительно определения "последней отчетной даты" для расчета стоимости активов. Если такой является 31 декабря, целесообразнее было бы прямо указать на это в тексте указа", - полагает юрист.

Она также отмечает, что не вполне понятна логика установления 20-процентной величины доли (пакета акций) как предоставляющей право реально определять условия ведения предпринимательской деятельности и выполнять функции руководящего органа. До сих пор на практике таковым признавалось не менее 25 проц акций (долей). Можно предположить, что снижение пороговой величины обусловлено необходимостью борьбы с рейдерством.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Закон указывает на необходимость согласования с антимонопольным органом случаев приобретения физическими или юридическими лицами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика