Палата 375: Тарифы на электроэнергию, газ, жилищно-коммунальные услуги будут повышаться
26.10.2009 16:04
—
Новости Экономики
|
На минувшей неделе пресса активно обсуждала либерализацию в области контрольной деятельности государства и возможного повышения цен на жилищно-коммунальные услуги и энергию. Свой личный взгляд на события прошлой неделе в программе "Палата 375" обозначил руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
На прошлой неделе приняли указ о совершенствовании контрольной и надзорной деятельности в республике Беларусь. Как вы относитесь к нему? Тема, на самом деле, очень интересная. Наш бизнес достаточно долго "кошмарят" разные проверяющие органы. Бизнес-сообщество и инвесторы ждали данного указа, и вот он, наконец, появился. Многие положения в этом указе абсолютно позитивны. Хорошо, что был введен закрытый перечень контрольных органов. То есть новые появиться не могут. Однако количество их настораживает. В списке тех, кто имеет право проверять, находятся практически все органы власти. Конечно, 59 контрольных органов – это чрезвычайно много. В указе есть хороший пункт относительно введения запрета на проведение проверок вновь зарегистрированных компаний в течение двух лет со дня их регистрации. Как правило, компании, которые работают под опекой наших контролирующих органов, а это концерны, министерства и ведомства, конкурируют не с новыми структурами, а с теми фирмами, которые уже существуют на рынке. Поэтому эта норма хороша, но явно недостаточна для решения существующих проблем. К сожалению, указ не ликвидирует конфликт интересов, а ведь именно в нем находится корень коррупции. Я думаю, проблема проверок пока не решена. Она просто временно отложена, и тот мораторий, который был полгода, не был препятствием для проверяющих органов. Был указ о моратории на проверки – были и сами проверки. Нужно принимать другие законодательные акты, в том числе, проводить административную реформу. Обязательно нужно разделять коммерцию и государственную власть, создавать профессиональную, непартийную бюрократию, без которой не может существовать ни одно государство. Шаг, сделанный властью, получился весьма скомканным. Нужно создать такую систему, чтобы можно было наказывать мошенника и преступника. Данный указ, к сожалению, не делает четкого различия между настоящим тружеником и мошенником, между честным конкурентом и тем, который злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке. Представители бизнес-союзов на пятидесяти страницах подробно расписали, что они хотели бы видеть в данном конкретном указе. Из этих предложений 15-20% было учтено. Все остальное было выброшено в мусорку В паре с этим указом должен идти указ о штрафах и наказаниях. Проверки не должны приводить к ликвидации бизнеса, к абсолютно неподъемным штрафам. Человек может совершить ошибку, но не нужно штрафами раздевать его до трусов, ожидая, что он с благодарностью будет создавать новые рабочие места, проводить модернизацию и покупать активы. Человек просто обидится, уедет в другую страну или начнет спиваться. Что ожидал от этого указа президент? На прошлой неделе Александр Лукашенко говорил, что больше полугода готовили никудышний указ-пустышку, а в четверг он все-таки его подписал. "Пустышка" - это самое подходящее название. Существующая система выработки законопроектов, обсуждения и принятия напоминает генерацию законодательных пустышек. Они хорошие по форме, озвучиваются красивыми словами, но когда доходит до дела, все хорошие предложения выхолащиваются. Ведь система работает так: мы разрабатываем хорошие, замечательные предложения. Потом они поступают в рабочие группы, в органы власти. В них чиновники опытным глазом номенклатурщика вырезают оттуда все то, что ставит лично их под угрозу увольнения или угрозу контроля со стороны общественности, парламента или СМИ. Принятый указ написан так, что обыкновенный человек, прочитав его, не понимает, лучше ему стало или хуже. Это как с плацебо: лекарство поможет тебе только в том случае, если ты себя убедил в его эффективности. Почему бизнес так боится этих проверок? Бизнес не боялся бы проверок, если бы наш закон был четким, прозрачным и понятным. Но если у нас есть тысячи, десятки тысяч законодательных актов, многие из которых противоречат друг другу, люди просто не понимают, как им работать. Более того, даже если у тебя есть письменное разрешение на работу от налогового органа, это не значит, что ты действительно можешь работать. Тебя может проверить другой орган и наказать. Лукашенко правильно сказал, что повальные проверки недопустимы, что проверки не должны быть способом финансирования местных бюджетов и передела рынка. Когда бедные платят богатым На минувшей неделе президент заявил, что считает возможным повышение в следующем году тарифов на энергоресурсы для населения не больше чем на семь долларов вместо десяти, которое предлагало Министерство энергетики. Возможно ли такое незначительное повышение на фоне серьезного роста цен на энергоресурсы? Министерство энергетики говорит, что в сфере потребления энергоресурсов население все больше и больше поддерживается промышленностью. Мы жалуемся, что условное предприятие платит нам низкие зарплаты, что оно не может продать товары ни за рубеж, ни на внутреннем рынке. Но складывается следующая ситуация. Предприятие заставляют платить втридорога за потребляемые населением и менее успешными предприятиями энергоресурсы и жилищно-коммунальные услуги. Ситуация аморальна. Богатые люди получают больше жилищно-коммунальных дотаций, чем бедные, те, кто действительно в них нуждается. Если я получаю тысячу долларов в месяц, мне положены госдотации, потому что у меня квартира круче, потребление больше. А человек, получающий триста долларов, получает меньше дотаций, так как квартира у него поменьше. Эта ситуация абсолютно ненормальная. Минэнерго говорит, что государство не может вечно платить населению и убыточным промышленным предприятиям. Нужно, наконец, определиться, кому помогать в следующем году. Нужно уточнить, для кого тарифы поднимутся на семь долларов и можно ли как-то избежать этого повышения. Повышение тарифов зависит не только от стоимости газа, но и от состояния предприятий-доноров. Доноры у нас долго переплачивают за электроэнергию и газ. Для них цена на энергоресурсы выше, чем во многих странах ЕС. Литва и Польша предлагают своим предприятиям более дешевую электроэнергию, чем в нашей стране. Действует правило дисконта: если покупаешь много, цена снижается. В Беларуси же те предприятия, которые покупают много, платят больше, что нарушает логику рынка. Получается, что в цену товара закладывается огромное количество субсидий для других предприятий. Так предприятия – бурлаки, которые платят за иждивенцев. В такой ситуации, ни о какой конкурентноспособности речи быть не может. Минэнерго предупреждает, что состояние доноров ухудшается, дотаций ждать не откуда. Нужно сделать так, чтобы каждый платил за потребленные ресурсы по неким более прозрачным правилам. В 2010 году, как нам объявили, люди будут платить за жилищно-коммунальные услуги на семь долларов больше. Это ограничение может вылиться в то, что будет введена некая норма потребления этих услуг по фиксированной цене. За сверхпотребление нужно будет платить гораздо больше. Такое нормирование убивает всю прозрачность системы. Логичнее, на мой взгляд, было бы убрать перекрестное субсидирование между промышленными предприятиями. Пусть все работают по одним правилам. Это по-рыночному, когда цены определяются потребителями и поставщиками энергии. Себестоимость энергоресурсов гораздо выше, чем те тарифы, по которым платит население. И население боится либерализации этого рынка, потому что есть опасение платить в следующем году не на семь, а на двадцать семь долларов больше. Главное в этой ситуации четко установить структуру затрат. Опасно, когда монополисты на рынке энергоресурсов устанавливают тарифы и закладывают в них любую норму прибыли и какие угодно затраты. Сначала нужно создать конкуренцию на рынке, прозрачность и открытость, а потом полностью либерализовать цены. Я думаю, есть смысл ввести рыночные коммерческие механизмы при жестком регулировании тарифов. Проблема заключается в том, что в критически важном экономическом и социальном секторе нет конкуренции и права выбора. Если будет здоровая конкуренция, мы не будем дрожать каждую зиму, ожидая цен, по которым Россия будет продавать нам газ. Сегодня наши крепкие предприятия переплачивая за услуги ЖКХ. Они поддерживают неэффективность белорусской энергетической системы. Пора ее модернизировать, менять систему управления и ценовую политику. Зачем мы собираемся сокращать расходы российского газа, если за это все равно придется платить штрафы? Ведь в этом случае мы останемся и без денег, и без газа. По контракту, действительно, действует принцип "бери или плати". Мы рассчитываем, скорее всего, что нам в очередной раз простят 300 млн. долларов, которые мы должны были бы заплатить за недопотребленный газ. Возникает вопрос к тем, кто планировал возможное потребление республикой газа. Если наши плановики "забили" в планы такие объемы поставок, они же чем-то думали. Это же не булочки. С принципом "бери или плати" "попали" многие страны Европы, и мы не исключение. Но на самом деле, "попал" "Газпром", который сегодня пытается получить хотя бы часть денег в виде штрафных санкций за непотребленный, но заказанный газ. Что же все-таки будет с тарифами на услуги ЖКХ для населения? Я считаю, что тарифы для населения на электроэнергию, газ, жилищно-коммунальные услуги будут повышаться. Дело в том, что правительство не сможет бесконечно дотировать больше промышленных предприятий-доноров в прежнем объеме. Нужно ожидать повышения счетов на электроэнергию в жировках процентов на 25-30. Придется сокращать расходы на развлечения, на покупку одежды, обуви, лекарств. Некоторым придется экономить на продуктах питания. Как крайняя мера может использоваться практика выселения и переселения людей в некомфортное жилье на задворках городов. Мы гораздо чаще будем сталкиваться с такими случаями. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На минувшей неделе пресса активно обсуждала либерализацию в области контрольной деятельности государства и возможного повышения цен на жилищно-коммунальные услуги и энергию. Свой личный взгляд на события прошлой неделе в программе "Палата 375" обозначил руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. |
|