Гонка по созданию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана может обернуться неожиданными потерями. В четверг на заседании экспертного совета по развитию конкуренции в сфере машиностроения при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) выяснилось, что из-за разницы в таможенных пошлинах, существующих при ввозе иномарок физлицами в Беларуси и РФ, и возможного роста импорта иномарок может обрушиться российский авторынок, пишет "Независимая газета".
Как отмечает издание, ход совета,
обсуждавшего защиту конкуренции и меры по стабилизации
ситуации в отечественном автопроме в кризисный период,
был нарушен докладом главы департамента стратегического
развития международного автомобильного холдинга
"Атлант-М" Алексея Терещенко.
"Согласно правительственным договоренностям, с 1 января
2010 года таможенные пошлины на ввоз автомобилей для
юридических лиц должны быть унифицированы, - отметил он.
- Причем сделано это будет на уровне, который сегодня
существует в России и является более высоким, чем в
Беларуси и Казахстане. С 1 июля должна будет стать
прозрачной и таможенная граница между РФ и Белоруссией.
Но при этом пошлины для физических лиц унифированы не
будут, поскольку по законодательству ввоз ими товаров не
рассматривается как осуществление внешней торговли". По
мнению Терещенко, эта коллизия может привести к огромным
потерям, которые понесет прежде всего российская
автомобильная промышленность, учитывая огромную разницу в
размерах пошлин для физлиц в двух странах.
"Можно привести несколько примеров, - отметил докладчик.
- Скажем, при ввозе такой модели, как Mazda-3 2008 года
выпуска с объемом двигателя 1,6 литра, таможенная пошлина
для "физиков" в России составляет 3,6 тысячи евро, а в
Беларуси - 1,12 тысячи евро. Причем эта разница растет
вместе с увеличением класса автомобиля. Пошлина на Toyota
Land Cruiser 2007 года с двигателем в 4,7 литра в России
составит 13,1 тысячи евро, тогда как в Беларуси - 2,82
тысячи евро и т.д.".
Если разница в пошлинах не будет устранена, последствия
окажутся самыми плачевными, считает Терещенко, приводя
собственные расчеты. "В год в Белоруссию ввозится порядка
200 тысяч иномарок, при этом существует хорошо налаженная
система оформления и регистрации, сервисная сеть, высокая
квалификация перегонщиков и продавцов, контакты с
аукционами в Европе и США и т.д., - перечисляет он. - Так
что проблемы резкого увеличения ввоза в короткие сроки
абсолютно не существует".
Схема, по его словам, будет простой - с белорусской
стороны ввозятся довольно свежие иномарки, которые
оформляются на физлиц, проводится растаможка по низкой
ставке, чем могут заниматься как те же физические лица,
так и "серые" дилеры, которые будут предоставлять
финансовые ресурсы, искать покупателя в России и т.д. А
после 1 июля дилеры будут забирать эти машины у частников
и перепродавать в Россию. "Это прекрасная схема, и если
положение дел не изменится, я и сам бы ею воспользовался,
- откровенно отметил Терещенко. - В Беларуси 1,5 миллиона
активных автовладельцев, так что даже если половина из
них заинтересуется такой схемой, можно ждать притока в
Россию 500-800 тысяч машин".
Что будет в результате, несложно представить. За ту же
цену, которая действует внутри России на иномарки
отечественного производства, можно будет купить импортную
легковушку из Беларуси, но на 1-2 класса выше либо такую
же, но гораздо дешевле. "В итоге получим резкое падение
официального импорта и потери дилеров, но главное -
снижение спроса на продукцию отечественного автопрома, -
отмечает возмутитель спокойствия. - Я уже не говорю про
продукцию "АвтоВАЗа"…"
В этих условиях Москве при подписании документов о
Таможенном союзе необходимо потребовать от Минска решить
этот вопрос и унифицировать пошлины на ввоз автомобилей
для физических лиц. "При этом недопустимо соглашаться на
введение какого-либо переходного периода", - уверен
Терещенко.
Судя по всему, отмечает "Независимая газета", положение
дел, обрисованное представителем автобизнеса, стало
откровением для руководства ФАС, которое пообещало в
оперативном порядке обратиться в правительство за
соответствующими разъяснениями. Тем более что дела
автопрома плохи. В 2009 году, согласно оценкам экспертов,
объем продаж в России иномарок как собственного
производства, так и импортных упал как минимум в два раза
- с 2,08 млн до 1 млн. штук. По чисто российским
автомобилям падение ожидается с 700 тысяч до 485 тысяч
штук.
Не успели договориться
Впрочем, эксперты пока не драматизируют ситуацию. По
мнению аналитика ИК "БрокерКредитСервис" Севастьяна
Козицына, в условиях, когда автопром находится в крайне
тяжелом положении, пропустить мимо внимания еще и
проблему импорта с белорусского направления власти не
смогут. "С Минском давно есть трения по поводу поставок в
Россию сельхозтехники и "МАЗов", - отмечает эксперт. - В
частности, производство их комбайнов уже давно предлагали
перевести на нашу территорию". К тому же стоит вспомнить,
сколько мер принимается для спасения автопрома и сколько
миллиардов в него вливается, чтобы бояться каких-то
"серых" импортеров.
"Если это подтвердится и никто ни в чем не ошибся, то
никаких писем в правительство не потребуется, потому что
над этим вопросом сразу начнется активная работа, -
уверен Козицын. - У нас два канала для иномарок -
Приморье и Беларусь. Первый прикрыли, так что и второй
ликвидируют, иначе все меры поддержки окажутся
бесполезными и "АвтоВАЗ" получит не 60-процентное
падение, а рухнет на все 80%, если не больше".
Управляющий партнер ЮК "Добронравов и партнеры" Юрий
Добронравов полагает, что лазейка имеет место, причем
оставлена она могла быть не случайно. "Мне кажется, что
Таможенный союз - проект в основном политический, -
считает юрист. - Скорее всего, и по пошлинам шли какие-то
переговоры, просто ни о чем договориться сразу не
удалось". По его мнению, можно предположить, что на
первых порах вопрос будет отложен, а затем будет решен
путем установления административных преград. "Например,
введением количественных ограничений или с помощью
правительственных подзаконных актов", - предполагает
Добронравов.
У Алексея Терещенко полной уверенности в том, что этот
вопрос будет урегулирован и после 1 июля, нет. "Все
помнят, что было в Приморье, когда вступили в силу
повышенные пошлины, - говорит он. - Так вот низкий
уровень таможенных пошлин в Беларуси также является
социальным, и его повышение до российского в любом случае
будет болезненным. И Минск может не захотеть этого
сделать" пишет сайт newsru.com.
Гонка по созданию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана может обернуться неожиданными потерями. В четверг на заседании экспертного совета по развитию конкуренции в сфере машиностроения при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) выяснилось, что из-за разницы в таможенных пошлинах, существующих при ввозе иномарок физлицами в Беларуси и РФ, и возможного роста импорта иномарок может обрушиться российский авторынок, пишет "Независимая газета".