Налоги - это плата граждан за определенные услуги государства. Это цена услуг посредника. Государство не зарабатывает деньги, оно их перераспределяет. В Беларуси этот посредник давно превратился в реального хозяина всего бизнеса и активного потребителя каждого семейного бюджета. В докладе авторитетного борца за низкие налоги Americans for Tax Reform Foundation «День стоимости правительства 2009» (Cost of government day. 2009 Report) приводятся данные о том, в какой день в году граждане полностью рассчитываются с государством и начинаются работать на себя. День стоимости государства - это дата в календаре, когда работник заработал такой валовой доход, чтобы полностью заплатить свою часть расходов государства и регуляторного бремени. В США в 2009 году это день освобождения человека труда от государства пришелся на 12 августа. Это значит, что средний американец должен работать 224 дня в году, чтобы рассчитаться с государством. Если пользоваться той же методикой для определения дня освобождения белорусского трудящегося от бремени государства, то получится следующее. Общие расходы республиканских и местных органов власти в Беларуси в 2009 году находятся на уровне 45% ВВП. Это на 1,2 процентных пункта больше, чем в США. Регуляторная нагрузка в нашей стране гораздо больше, чем в США. Американцы по легкости ведения бизнеса, индексу защиты прав собственности, индексу экономической свободы входят в Топ-20 стран мира, а Беларусь мало того, что душит своих граждан налогами, так еще заставляет их платить высокую цену за выполнение чрезвычайно сложных, громоздких и часто меняющихся актов законодательства. Если в США регуляторное бремя обходится трудовому человеку в 65 дней труда (17,7% национального дохода), то в Беларуси оно составляет около 26% национального дохода. В итоге получается, что в нашей стране работник для оплаты расходов республиканских и местных органов власти работает 164 дня, а для покрытия издержек госрегулирования - еще 94 дня. 258 дней в году (71% календарного года) белорусы горбатятся на государство. А счастливый день освобождения трудового человека в Беларуси от навязываемых государством денежных и бюрократических обязательств в 2009 году приходится на 16 сентября. И это без учета выходных и праздников. Дорого обходится рядовому белорусу содержание «вертикали» и бюрократии. Когда девять месяцев в году надо работать, чтобы уплатить налоги и выполнить требования чиновников, времени на творчество, инновации и модернизацию просто не остается. Существующая налоговая система и законодательство взвинчивают цены в Беларуси выше мировых. Распорядители чужим лишают нас возможности сберегать и обеспечивать себе безбедную старость. В такой токсичной для предпринимателей правовой среде выживать можно, а развиваться проблематично. Особенно в условиях углубляющегося кризиса. Приведем пять основных изъянов белорусской налоговой системы. 1.Много налогов и взаимопересекающихся налоговых баз. Когда в стране более 30 разновидностей налогов с разными ставками, уплачивать их без наличия опытных бухгалтеров невозможно. Руководители средней белорусской компании тратят на уплату налогов 900 часов в год. Это значит, что почти 5 месяцев в году или 40% рабочего времени директор и бухгалтерия тратят только на то, чтобы выполнить обязательства по налогам. Страна, в которой работает более 400 тысяч бухгалтеров - это страна с больной налоговой системой. Вредно для экономики страны заставлять бизнес делать 107 налоговых платежей в год (по этому показателю мы в тройке самых неблагополучных стран в мире). Швеция собирает еще больше денег, чем Беларусь, но ее правительство требует всего два налоговых отчета. Затраты по уплате налогов для малого бизнеса в нашей стране часто неподъемные. Именно эти затраты потом включаются в цену товаров и делают недоступными для людей с низкими доходами. 2. Высокие ставки налогов. По методике Всемирного банка общая налоговая нагрузка составляет 99,7% от объема прибыли предприятий. Это дает нам 177-е место в мире из 183 стран. Чтобы заработать 1 доллар прибыли, предприятие должно заплатить 1 доллар налогов. При такой налоговой нагрузке невозможна модернизация. Не придут в Беларусь серьезные инвесторы. Не смогут белорусские товары конкурировать ни в ЕС, ни на постсоветском пространстве. 3. Сложная система администрирования налогов. Мало того, что налоги высокие, так их еще и платить очень сложно. Когда компания направляет в две налоговые инспекции одинаковый запрос по налоговой проблеме, а получает прямо противоположные ответы, налоговое законодательство легализует грабеж и разрушение бизнеса и граждан. В 2009 году налоговые органы ввели электронный порядок сдачи налоговой отчетности. Дело хорошее, но сделали они это так, что многие предприниматели считают, что налоги платить стало сложнее. 4. Чрезвычайно высокие штрафы и неадекватно суровые наказания за нарушение налогового законодательства. Когда налоговые органы конфискую товар на 1,5 тысяч долларов и дают штраф в 100 тысяч долларов, ни один предприниматель не может чувствовать себя в безопасности. Нельзя превращать налоговые органы в инструмент нечестной конкуренции, дискриминации малого частного бизнеса и рейдерства. 5. Частные, непредсказуемые изменения, в том числе введение норм «задним числом». Быть честным налогоплательщиком очень сложно, потому что правительство так часто меняет правила уплаты налогов, что за ним не угнаться. Ярослав РОМАНЧУК
Всемирный банк и авторитетная в мире финансов и консалтинга компания PricewaterhouseCoopers три года подряд ставят Беларусь на последнее место в мире по легкости уплаты налогов. Почему?