Налоговая система Беларуси смертельно больна. 21.by

Налоговая система Беларуси смертельно больна

30.11.2009 11:17 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Налоги - это плата граждан за определенные услуги государства. Это цена услуг посредника. Государство не зарабатывает деньги, оно их перераспределяет. В Беларуси этот посредник давно превратился в реального хозяина всего бизнеса и активного потребителя каждого семейного бюджета.
В докладе авторитетного борца за низкие налоги Americans for Tax Reform Foundation «День стоимости правительства 2009» (Cost of government day. 2009 Report) приводятся данные о том, в какой день в году граждане полностью рассчитываются с государством и начинаются работать на себя. День стоимости государства - это дата в календаре, когда работник заработал такой валовой доход, чтобы полностью заплатить свою часть расходов государства и регуляторного бремени. В США в 2009 году это день освобождения человека труда от государства пришелся на 12 августа. Это значит, что средний американец должен работать 224 дня в году, чтобы рассчитаться с государством.
Если пользоваться той же методикой для определения дня освобождения белорусского трудящегося от бремени государства, то получится следующее. Общие расходы республиканских и местных органов власти в Беларуси в 2009 году находятся на уровне 45% ВВП. Это на 1,2 процентных пункта больше, чем в США. Регуляторная нагрузка в нашей стране гораздо больше, чем в США. Американцы по легкости ведения бизнеса, индексу защиты прав собственности, индексу экономической свободы входят в Топ-20 стран мира, а Беларусь мало того, что душит своих граждан налогами, так еще заставляет их платить высокую цену за выполнение чрезвычайно сложных, громоздких и часто меняющихся актов законодательства.
Если в США регуляторное бремя обходится трудовому человеку в 65 дней труда (17,7% национального дохода), то в Беларуси оно составляет около 26% национального дохода. В итоге получается, что в нашей стране работник для оплаты расходов республиканских и местных органов власти работает 164 дня, а для покрытия издержек госрегулирования - еще 94 дня. 258 дней в году (71% календарного года) белорусы горбатятся на государство. А счастливый день освобождения трудового человека в Беларуси от навязываемых государством денежных и бюрократических обязательств в 2009 году приходится на 16 сентября. И это без учета выходных и праздников.
Дорого обходится рядовому белорусу содержание «вертикали» и бюрократии. Когда девять месяцев в году надо работать, чтобы уплатить налоги и выполнить требования чиновников, времени на творчество, инновации и модернизацию просто не остается. Существующая налоговая система и законодательство взвинчивают цены в Беларуси выше мировых. Распорядители чужим лишают нас возможности сберегать и обеспечивать себе безбедную старость. В такой токсичной для предпринимателей правовой среде выживать можно, а развиваться проблематично. Особенно в условиях углубляющегося кризиса.
Приведем пять основных изъянов белорусской налоговой системы.
1.Много налогов и взаимопересекающихся налоговых баз.
Когда в стране более 30 разновидностей налогов с разными ставками, уплачивать их без наличия опытных бухгалтеров невозможно.
Руководители средней белорусской компании тратят на уплату налогов 900 часов в год. Это значит, что почти 5 месяцев в году или 40% рабочего времени директор и бухгалтерия тратят только на то, чтобы выполнить обязательства по налогам. Страна, в которой работает более 400 тысяч бухгалтеров - это страна с больной налоговой системой. Вредно для экономики страны заставлять бизнес делать 107 налоговых платежей в год (по этому показателю мы в тройке самых неблагополучных стран в мире). Швеция собирает еще больше денег, чем Беларусь, но ее правительство требует всего два налоговых отчета.
Затраты по уплате налогов для малого бизнеса в нашей стране часто неподъемные. Именно эти затраты потом включаются в цену товаров и делают недоступными для людей с низкими доходами.
2. Высокие ставки налогов.
По методике Всемирного банка общая налоговая нагрузка составляет 99,7% от объема прибыли предприятий. Это дает нам 177-е место в мире из 183 стран. Чтобы заработать 1 доллар прибыли, предприятие должно заплатить 1 доллар налогов. При такой налоговой нагрузке невозможна модернизация. Не придут в Беларусь серьезные инвесторы. Не смогут белорусские товары конкурировать ни в ЕС, ни на постсоветском пространстве.
3. Сложная система администрирования налогов.
Мало того, что налоги высокие, так их еще и платить очень сложно. Когда компания направляет в две налоговые инспекции одинаковый запрос по налоговой проблеме, а получает прямо противоположные ответы, налоговое законодательство легализует грабеж и разрушение бизнеса и граждан. В 2009 году налоговые органы ввели электронный порядок сдачи налоговой отчетности. Дело хорошее, но сделали они это так, что многие предприниматели считают, что налоги платить стало сложнее.
4. Чрезвычайно высокие штрафы и неадекватно суровые наказания за нарушение налогового законодательства.
Когда налоговые органы конфискую товар на 1,5 тысяч долларов и дают штраф в 100 тысяч долларов, ни один предприниматель не может чувствовать себя в безопасности. Нельзя превращать налоговые органы в инструмент нечестной конкуренции, дискриминации малого частного бизнеса и рейдерства.
5. Частные, непредсказуемые изменения, в том числе введение норм «задним числом».
Быть честным налогоплательщиком очень сложно, потому что правительство так часто меняет правила уплаты налогов, что за ним не угнаться.
Ярослав РОМАНЧУК

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Всемирный банк и авторитетная в мире финансов и консалтинга компания PricewaterhouseCoopers три года подряд ставят Беларусь на последнее место в мире по легкости уплаты налогов. Почему?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика