Приоритетный ориентир - европейский рынок. 21.by

Приоритетный ориентир - европейский рынок

28.12.2009 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

"Молочная война" ускорила диверсификацию экспорта "Савушкина продукта"

Инспекторы ЕС в начале января 2010 года проведут очередную проверку ОАО "Савушкин продукт" на соответствие предприятия европейским стандартам. В белорусской компании рассчитывают на положительное решение еврочиновников."Пока я жив, я буду всеми фибрами души стремиться на европейский рынок. Беларусь - европейская страна, и мы докажем, что наши продукты могут занимать достойное место на европейском рынке", - сказал генеральный директор ОАО "Савушкин продукт" Александр Савчиц на пресс-конференции 17 декабря.

Стратегия: продажи в Европу.

У "Савушкина продукта" есть шанс стать первым перерабатывающим предприятием молочной отрасли Беларуси, которое получит право свободно торговать своей продукцией на западных рынках.

Для этого Еврокомиссия должна присвоить брестскому комбинату статус номерного завода ЕС - своеобразный код, который позволит ему выйти со своей продукцией на ближайший и соседний рынок в Европу.

"В Европе нас давно знают, но пока лишь производители оборудования. А хотелось бы, чтобы знали покупатели", - отмечает гендиректор.

"Савушкин продукт" вот уже несколько лет пытается получить европейский сертификат. Здесь давно занялись перестройкой производства по стандартам Евросоюза и практически завершили этот процесс. Сейчас уровень автоматизации производственных процессов в компании достиг 99%.

Чтобы получить разрешение торговать своей продукцией в Европе, компания должна аттестовать на соответствие европейским стандартам не только производство, но и своих поставщиков молочного сырья - фермы. Сегодня сырьевая зона компании - это 106 хозяйств. В большинстве из них уже внедрены современные европейские аграрные методы беспривязного содержания скота, а также компьютерная технология дойки. У каждой коровы - электронный чип, с которого компьютер считывает ее биологические параметры и выбирает оптимальный режим дойки.

В прошлом году эксперты ЕК в очередной раз обследовали завод и, как отмечает А. Савчиц, к самому предприятию замечаний практически не было.

Он надеется, что во время январского визита европейских инспекторов несколько белорусских заводов получат европейские сертификаты. "Потепление в отношениях с Европой обозначилось, и мы это почувствовали по отношению к нам европейских комиссаров", - говорит гендиректор.

"Савушкин продукт" готов поставить на зарубежный рынок всю свою продуктовую линейку. Но иллюзий у руководства компании нет. Любой белорусский экспортер при поставках молочной продукции в Европу будет ограничен квотами и пошлинами, поскольку Беларусь не является членом ВТО.

"Самое главное, чтобы нам дали уцепиться за европейский рынок хотя бы двумя зубами. А там мы раскрутим поставки как положено. У нас уже сегодня есть очень много предложений из европейских стран, но пока нет разрешения на торговлю", - отметил А. Савчиц.

К тому же, убежден он, само наличие европейского сертификата откроет для компании принципиально новые возможности для работы на внешних рынках - в Африке, Азии и т. д., что очень важно в целях диверсификации экспортных рынков.

Уроки "молочной войны".

"Молочная война", разразившаяся между Россией и Беларусью летом нынешнего года, больно ударила по экономике предприятия. Если на российском рынке компания работала со всеми российскими федеральными сетями и продавала свою продукцию с рентабельностью 25-30%, то в Беларуси этот показатель на порядок меньше - около 2%.

Полностью компенсировать убытки от летнего сбоя с поставками на рынок РФ компания в этом году не сможет. По результатам года ей, скорее всего, удастся выйти на физический объем продаж 2008 года, а валютная составляющая снизится примерно на 10% в сравнении с благополучным 2008 годом.

Тем не менее российский урок здесь восприняли прагматично. "Спасибо россиянам за то, что ускорили наш выход на европейский рынок", - говорит А. Савчиц.

Ужесточение российских регламентов в отношении поставок молочной продукции потребовало от компании еще больше усилить контроль за поставками сырья. В покупку нового современного оборудования, способного обнаруживать в молоке даже следы антибиотиков, предприятие в этом году инвестировало около 1 млн. USD. Сейчас поставки такого сырья полностью исключены: после тестирования пробы предприятие просто "разворачивает" сырье обратно поставщикам.

Еще один урок, который извлекла компания из "молочной войны": нельзя зацикливаться на одном рынке. "Свой вывод мы сделали: будем активно развивать многовекторную экспортную политику", - подчеркнул А. Савчиц.

В этом году "Савушкин продукт" почти в 2 раза увеличил продажи в Азербайджан, Таджикистан, расширил свой рынок в Казахстане. Пока в Казахстан идут поставки масла и сухого молока, но с начала 2010 года к ним добавится и цельномолочная продукция. Компания также приступила к поставкам сухого молока во Вьетнам, Китай, Арабские Эмираты, а также налаживает поставки в Алжир.

В условиях кризиса удельный вес экспорта в компании вырос примерно на 3% и составляет сейчас 47,8%. Но, как отмечает А. Савчиц, всерьез говорить о том, что предприятие нашло замену российскому рынку, нельзя. "Пока делаем пробные отгрузки, чтобы в случае необходимости уйти на другие рынки", - говорит гендиректор.

Свою нишу на рынках молочной продукции "Савушкин продукт" завоевывает качеством, никакого демпинга, будь то Беларусь, Россия или Азербайджан. "Основные деньги на перевооружение зарабатываем на экспорте. Но за белорусский рынок будем бороться: мы здесь работаем и считаем, что это наш рынок", - подчеркивает А. Савчиц.

Создается свой молочный холдинг.

Говоря о кризисе, гендиректор компании не без гордости отмечает следующее: "Самое главное, что мы не только ничего не потеряли, а, напротив, даже приобрели".

Недавно у "Савушкина продукта" появился новый филиал - в октябре этого года к компании был присоединен ОАО "Пинский молочный комбинат". Предприятие было куплено на аукционе с долгом в размере 15 млрд. BYR, который компания уже погасила.

С октября 2008 года по декабрь 2009-го в техпереоснащение пинского предприятия было инвестировано 37 млрд. BYR. Деньги вложил стратегический инвестор компании - совместное белорусско-германское предприятие "Санта Импекс Брест". Старое предприятие фактически было разобрано до основания, и на его месте теперь построен высокотехнологичный завод, специализирующийся на производстве твердых сыров.

Кроме пинского филиала, производством твердых сыров в компании занимаются еще два - в Каменце и Столине. Общая мощность трех производств составляет около 18 тыс. т сыра в год. По словам А. Савчица, "Савушкин продукт" намерен стать самым крупным производителем сыров в стране и уже разработал четкую стратегию вывода продукции на отечественный рынок.

О Таможенном союзе без иллюзий.

К созданию Таможенного союза у гендиректора "Савушкина продукта" отношение сдержанное.

"У Беларуси и России уже были Таможенный союз и одно экономическое пространство, но это не предотвратило молочного конфликта. А вот если за Таможенным союзом последует единое экономическое пространство, как в Европе, буду двумя руками за такое объединение. Это принципиально другая ситуация и иной уровень конкуренции. В конце концов, это и Россию заставит по-другому смотреть на свои проблемы", - говорит А. Савчиц.

В то же время он считает, что правительство должно внимательно оценить последствия прихода крупных российских компаний на белорусский рынок, прежде чем продавать им отечественные заводы.

По словам А. Савчица, белорусские молокопереработчики уже десятки лет финансируют сельское хозяйство, в то время как пришедшие со стороны компании приходят на все готовое.

"Разве инвестор, который придет в Беларусь, построит завод по производству молока или творога? Думаю, вряд ли. Будет свозить молоко и делать маржинальные продукты, которые дают высокую добавленную стоимость. Стоит подумать, пускать ли таких инвесторов в страну или дать возможность своим заводом развивать аналогичную продукцию и выходить на внешние рынки", - отметил А. Савчиц.

Кстати, российские компании давно проявляют интерес к приватизации "Савушкина продукта". "У них не хватит денег. Ведь они хотят вложить не 100 млн. USD, а 1 млн. USD. А мы за рубль не продаемся", - подчеркнул А. Савчиц.

Справка "БР"
Брестский молочный комбинат выпустил первую партию продукции в 1976 году. В 1994 году предприятие преобразовано в открытое акционерное общество. В 2005 году ОАО "Брестский молочный комбинат" переименован в ОАО "Савушкин продукт".
В структуре акционерного капитала государству принадлежит 1,7%, контрольным пакетом владеет СП "Санта Импекс Брест", часть акций - у физических и юридических лиц.
Производственные мощности объединения позволяют перерабатывать более 2 тыс. т молока в сутки, производить более 200 наименований продукции. Персонал компании - 2,5 тыс. человек.
В течение 11 месяцев 2009 года в развитие головного производства ОАО "Савушкин продукт" было инвестировано 31 млрд. BYR. В компании введена в эксплуатацию новая линия болгарской компании INDEX 6 по выдуву ПЭТ-бутылок мощностью до 14 тыс. штук.
 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Молочная война" ускорила диверсификацию экспорта "Савушкина продукта"Инспекторы ЕС в начале января 2010 года проведут очередную проверку ОАО "Савушкин продукт" на соответствие предприятия европейским стандартам. В белорусской компании рассчитывают на положительное решение еврочиновников.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика