Неоднозначный документ. 21.by

Неоднозначный документ

18.01.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Принятие Особой части Налогового кодекса стало, безусловно, знаковым событием для всех белорусских налогоплательщиков.Вступление в силу Особой части Налогового кодекса наряду с упрощением налогового законодательства несет в себе ряд спорных моментов, которые могут в перспективе негативно отразиться на деятельности белорусских субъектов хозяйствования.Принятие Особой части Налогового кодекса стало, безусловно, знаковым событием для всех белорусских налогоплательщиков. В результате длительного процесса эволюции белорусского налогового законодательства страна сделала реальную попытку перейти от многочисленных постоянно изменяющихся декретов, указов, постановлений и разъяснений к единому нормативному документу, регулирующему порядок уплаты налогов в государстве. Однако здесь уместно делать акцент на слове "попытка".

Принятие Особой части Налогового кодекса имеет типичную для всех белорусских кодексов особенность, связанную с "рамочностью" отдельных ее положений, когда норма законодательства прописана, но прямой порядок ее применения в документе не установлен. Так, например, в кодексе сохранена отсылка на нормативные акты президента в определении перечня льготируемых и освобожденных от обложения НДС медицинских услуг, лекарственных средств. Последнее, кстати, вызывает не столько бухгалтерские, сколько этические вопросы. Неужели лекарства и медицинские услуги, включенные в перечень освобождаемых от НДС товаров и услуг, более важны, чем лекарства и медицинские услуги, не включенные в перечень? Какой критерий заложен в определение "льготности" лекарства? Неужели больной человек, которому нужны "нельготные" лекарства, виноват в своей болезни и поэтому должен переплачивать государству 20% их стоимости? Почему, если мы называем себя социальным государством, нам не сделать все лекарства и медицинские услуги свободными от НДС?

Возвращаясь от этических вопросов к бухгалтерским, отметим, что Налоговый кодекс изобилует отсылочными нормами на нормативные акты в части применения льгот и пониженных ставок по налогам. Данное обстоятельство во многом снижает ценность кодекса как единого нормативного документа, регулирующего порядок налогообложения в Республике Беларусь. Государству необходимо менять подходы к порядку предоставления льгот. С целью как бухгалтерской, так и этической, важно уйти от списочности льгот к сплошному порядку их применения. Зачем, например, нам список видов услуг в сфере искусства и культуры, освобождаемых от НДС? Это не только усложняет бухгалтерский учет, но и ставит в неравное положение ценителей тех видов искусств, которые кто-то из чиновников посчитал неважными и поэтому не прольготировал.

Однако если к прямым отсылкам в кодексах мы уже привыкли, то с "завуалированным посланием" приходится встречаться впервые. Речь, в частности, идет об определении затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Чиновники явно из лучших побуждений решили применить западный принцип: "Что не запрещено, то разрешено" и поэтому не привели в кодексе перечень затрат, учитываемых при налогообложении.

Напомним, что до 2010 года перечень затрат, учитываемых при исчислении налог на прибыль, непосредственно был прописан в Законе "О налогах на доходы и прибыль". Вместо этого в статье 131 Налогового кодекса прописан перечень расходов, не учитываемых при налогообложении. Все бы ничего, если бы перечень был окончательным. Но белорусские чиновники любят использовать в нормативных документах слово "иные", что является своеобразным капканом для потенциальных нарушителей.

Не стал исключением и Налоговый кодекс. Подпунктом 1.26 статьи 131 кодекса определено, что в хозяйственной деятельности предприятий могут существовать иные затраты, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством. Что это за иные затраты, непонятно. В данной ситуации для избежания конфликтов с налоговыми органами, по мнению автора, целесообразно руководствоваться перечнем затрат, определяемым Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными совместным постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда от 30.10.2008 г. № 210/161/151.

Проявилась в Налоговом кодексе и еще одна особенность современного белорусского нормотворчества. Это попытка включения в любые нормативные документы либеральных элементов, свидетельствующих о происходящих в стране изменениях. В Налоговом кодексе данная либерализация проявилась в разрешении плательщикам самостоятельно определять, следует ли вести книгу покупок по НДС или не следует.

Сразу же отметим: вопрос неоднозначный. С одной стороны, отказ от ведения книги покупок упростит налоговый учет и позволит избежать потенциального нарушения порядка ведения налогового учета, к которому относится неверное заполнение книги покупок. Штраф за данное нарушение составляет от 4 до 20 базовых величин.

С другой стороны, избавление от одной опасности может привести к другой, еще большей. Так, в процессе заполнения книги покупок предприятия имели возможность еще раз перепроверить все документы, в которых выделен входной НДС, и тем самым избежать ошибок с неверным определением входного налога. При отсутствии ведения книги покупок данной перепроверки нет и соответственно повышается вероятность допущения ошибок при начислении налога. Кроме того, наличие книги покупок упрощает проверку налоговых органов и сокращает сроки ее проведения. Таким образом, в существующих условиях предприятиям вряд ли следует отказываться от книги покупок, так как при отсутствии должного внутреннего контроля это грозит большими неприятностями в виде дополнительно начисляемого или не принятого к вычету налога.

Несмотря на все высказанные в статье замечания, в целом принятие Особой части Налогового кодекса нужно оценить как положительный момент в длительном процессе совершенствования налогового законодательства в Беларуси. В 2010 году наконец-то была реализована на практике давно анонсированная отмена платежа в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; налога на приобретение автомобильных транспортных средств; налога с продаж товаров в розничной торговле; экологического налога за выбросы от передвижных источников.

Жаль только, что указанные положительные изменения не были подкреплены стабильностью налоговой ставки по НДС и четким порядком уплаты налогов.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вступление в силу Особой части Налогового кодекса наряду с упрощением налогового законодательства несет в себе ряд спорных моментов, которые могут в перспективе негативно отразиться на деятельности белорусских субъектов хозяйствования.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика