Заинтересованный наблюдатель
18.01.2010
—
Новости Экономики
|
Проекты транспортировки каспийских энергоносителей по Южному транспортному коридору обсуждались на энергосаммите в Батуми 14-15 января."Мы считаем очень важным подключение как можно больше участников к реализации проектов, которые обеспечивают альтернативные пути снабжения Европы энергоносителями, и мы только приветствуем участие делегации Беларуси в Батумской энергетической конференции", - заявил журналистам заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Джалагания 14 января в Батуми.
Белорусскую делегацию на энергосаммите возглавлял вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков. Беларусь на таком уровне участвует в энергосаммите впервые. Это пятый энергосаммит подобного формата: первый состоялся в 2007 году в Кракове, затем они проходили в Вильнюсе, Киеве и Баку. Сейчас он собрал представителей 10 стран. Со стороны Туркменистана, Казахстана, Румынии и Болгарии в саммите участвовали премьер-министры или министры энергетики. В мероприятии приняла участие и делегация США во главе со спецпредставителем госсекретаря по энергетическим вопросам Ричардом Морнингстаром. Повестка энергосаммита включала вопросы развития Южного энергетического коридора, а также поставок каспийских энергоносителей в Европу. Обсуждались проект строительства газопровода Nabucco и перспективы строительства трубопровода "Белый поток". Оба проекта предполагают поставки газа из Каспийского региона в Европу в обход России: Nabucco конкурирует с проектом "Южный поток", а "Белый поток" - по дну Черного моря из Батуми в Украину - изначально планировался как главный энергопроект блока ГУАМ (Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии). В ходе энергосаммита обсуждался также вопрос продления трубопровода Одесса - Броды через Плоцк до польского Гданьска. В достройке этого нефтепровода в европейском направлении, а также через Беларусь в страны Балтии заинтересована Европа, поскольку он представляет альтернативный существующему российскому маршрут поставки каспийской нефти в Европу. Официально этот проект получил название Евроазиатский нефтепровод. Теоретически в нем заинтересована и Беларусь, поскольку это позволяет стране получить альтернативный коридор для поставок нефти. Украина, Польша, Литва и другие европейские страны уже несколько лет приглашают Беларусь в этот проект. Обсуждается возможность расширения проекта в направлении стран Балтии путем подключения к нему белорусского нефтепровода "Дружба". Однако официальный Минск пока остается сторонним наблюдателем, а не участником данного проекта. А. Лукашенко, отвечая 2 сентября в Турове на вопросы журналистов относительно участия Беларуси в проекте Одесса - Броды, отметил, что белорусская сторона изучает альтернативные маршруты поставок нефти в страну, чтобы воспользоваться ими в случае необходимости. "Мы потому и вошли в "Восточное партнерство", что там, помимо зоны свободной торговли, нам предложили выгодные транзитные проекты, восстановление этих путей. Мы над этим также давно работаем", - сказал белорусский президент. Однако, несмотря на актуальность для Беларуси задачи по диверсификации нефтяных поставок, официального решения по участию в проекте нет. Одна из причин - отсутствие необходимых объемов сырья для заполнения нефтепровода Одесса - Броды. Поставлять нефть по новому маршруту в объеме до 5 млн. т пока готов только Азербайджан, а этого недостаточно для использования трубопровода в европейском направлении. Кроме того, белорусская сторона понимает, что сейчас никакая альтернативная нефть для Беларуси не будет дешевле российской. И пока Россия обеспечивает поставки нефти на белорусские НПЗ на льготных условиях, официальный Минск вряд ли присоединится к альтернативному проекту. Он останется сторонним наблюдателем, хотя и весьма заинтересованным. Тем более что такая позиция добавляет немножко козырей в переговорах с Москвой. Принципиально изменить позицию Минска в этом вопросе может только прагматичная энергетическая политика РФ в отношении Беларуси, а также реализация Россией собственных проектов развития нефтяной отрасли и альтернативных коридоров транспортировки сырья, в частности строительство БТС-2 и ВСТО, в результате чего белорусские НПЗ могут столкнуться с дефицитом сырья. Пока же на фоне продолжающихся нефтяных переговоров с Россией по условиям поставки нефти в 2010 году белорусская сторона более чем дипломатично пояснила свою позицию по поводу участия в энергосаммите в Батуми. "Укрепление энергетической безопасности является ключевым фактором обеспечения устойчивого социально-экономического развития Беларуси. На решение этой задачи нацелена концепция энергетической безопасности нашей страны. В этих же целях Беларусь принимает участие в международных встречах по данной проблематике на глобальном и региональном уровнях", - говорится в официальном сообщении МИДа Беларуси, распространенном 14 января. Далее отмечается, что Беларусь исходит из необходимости широких коллективных усилий государств для повышения стабильности и предсказуемости в энергетической сфере. "Полагаем, что реальная энергетическая безопасность, ее устойчивость должны быть построены на соблюдении баланса интересов всех сторон энергодиалога - производителей, транзитеров и потребителей", - говорится в сообщении МИДа. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Проекты транспортировки каспийских энергоносителей по Южному транспортному коридору обсуждались на энергосаммите в Батуми 14-15 января. |
|