Отрасль несогласия
18.01.2010
—
Новости Экономики
|
Программу расширения российско-белорусского сотрудничества в топливно-энергетической сфере РБ и РФ могут подписать только в феврале.Задержка с подписанием этого важнейшего документа сегодня среди прочего препятствует достижению договоренности по условиям поставки российской нефти в Беларусь.
Увязли в нестыковках. Программа расширения белорусско-российского сотрудничества в топливно-энергетической сфере создается по решению Высшего Госсовета от 3 февраля 2009 года. "БР" писал, что данный документ в течение прошлого года одновременно готовили экспертные группы в составе профильных чиновников Беларуси и России. Предполагалось, что варианты состыкуют в один и на финише 2009 года документ будет принят. Однако стороны увязли в согласовании положений документа. По крайней мере, премьерам Беларуси и РФ в конце октября 2009 года на заседании союзного Совмина после долгих дискуссий не удалось снять противоречия в подходах. Тем не менее документ не собирались "хоронить", напротив, стороны планировали подписать его в Москве на заседании ВГС 10 декабря. Но после многочасовых переговоров из-за нестыковки позиций программа вновь была отложена - теперь, как заявил журналистам В. Семашко, до февраля 2010 года. РФ требует гарантий сохранности инвестиций. В качестве приоритетных направлений программы в нефтяной отрасли называется разработка соглашения между правительствами РФ и РБ об условиях участия российских нефтяных компаний в деятельности субъектов ТЭКа Беларуси и гарантиях сохранности инвестиций. Документ этот, судя по всему, пока не подготовлен. По крайней мере, официальных комментариев на этот счет не было. Помимо разработки данного соглашения - надо полагать, ключевого документа для РФ, проект программы включает ряд дежурных положений. В частности, говорится о необходимости внести изменения в Соглашение между Правительством РФ и правительством Беларуси о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 года путем подписания протокола. Заявляется также о необходимости подготовить и утвердить методику изменения тарифов на услуги по транспортировке российской нефти по территории Беларуси. При этом российская сторона предложила внести в программу еще один пункт: разработать единые для всех поставщиков нефти спецификации на переработку нефти на белорусских НПЗ. Минск это предложение не поддержал. Но при этом инициировал ряд новых направлений для сотрудничества. Речь идет о совместной разведке, разработке и эксплуатации новых нефтяных месторождений на территории Союзного государства и территориях третьих стран. Кроме того, белорусская сторона заявляет о необходимости разработать и реализовать ряд совместных проектов по строительству и эксплуатации новых нефтепродуктопроводов, а также предлагает российской стороне поучаствовать в приватизации белорусского участка нефтепровода "Дружба". Однако выдвинутые Минском инициативы Москва не поддерживает. Беларусь настаивает на равнодоходных ценах. По-разному смотрят стороны и на возможности расширения российско-белорусского сотрудничества в газовой сфере. Беларусь напоминает, что этому будет способствовать безусловное выполнение сторонами достигнутых соглашений в газовой сфере, в том числе между субъектами хозяйствования. Кроме того, Минск настаивает на разработке концепции одномоментного выхода РБ и РФ на принцип равнодоходности внутренних и экспортных цен на природный газ, а значит, и на корректировке положений протокола по вопросам создания совместной белорусско-российской газотранспортной организации и поставок, а также транзита природного газа через Беларусь от 31 декабря 2006 года. Одна из инициатив белорусов - развитие системы подземных хранилищ природного газа на территории Союзного государства, предпочтительно вблизи границ со странами ЕС, как отмечается в проекте программы, в целях получения максимального экономического эффекта от спотовых поставок природного газа в страны ЕС и обеспечения энергетической безопасности Союзного государства. Минск по-прежнему рассчитывает на реализацию проекта строительства второй нитки газопровода Ямал - Европа, а также настаивает на более полной загрузке свободных мощностей газопроводов Торжок - Долина и Ивацевичи - Долина в целях получения максимального экономического эффекта. Российская сторона предложения белорусов не отвергает. Среди приоритетных задач она называет подготовку проекта соглашения между Правительством РФ и правительством Беларуси о деятельности ОАО "Белтрансгаз", содержащего основные условия эффективного функционирования предприятия. Москва отмечает, что предложения белорусов могут быть учтены при разработке проекта данного межправительственного соглашения. Кроме того, среди ключевых направлений сотрудничества российская сторона называет решение вопросов, связанных с созданием условий для реализации эффективных механизмов расчетов, исключающих образование задолженности за поставленный в Беларусь природный газ. Она настаивает на выполнении достигнутых соглашений в газовой сфере, в том числе контрактов, заключенных хозяйствующими субъектами, а также на создании условий для эффективного функционирования совместного газотранспортного предприятия. Своя методология ближе. Проектом программы продекларировано, что параллельная работа национальных энергосистем в составе объединенной энергосистемы России и Беларуси позволяет повысить надежность и эффективность электроснабжения потребителей обеих стран, обеспечить взаимовыгодный обмен электроэнергией, а также транзит электроэнергии через территорию Беларуси. Особый интерес, говорится в документе, представляет сотрудничество в создании совместных предприятий на базе электростанций для производства электрической и тепловой энергии, а также магистральных линий электропередачи. Но со своей стороны Москва предлагает включить в документ новые направления. Речь идет об обеспечении поставок электроэнергии из РФ в Беларусь в объемах, определяемых соответствующими договорами между хозяйствующими субъектами, а также транзита электроэнергии по электрическим сетям Беларуси в третьи государства. Кроме того, российская сторона говорит о необходимости согласования национальными регуляторами методологии оказания услуг по транзиту электрической энергии по территории Беларуси. Минск не поддерживает эти предложения и при этом инициирует свои. Он предлагает обеспечить поставки электроэнергии из РФ в Беларусь с учетом баланса электрической энергии Союзного государства на ценовых условиях, аналогичных для покупателей северо-запада и центра РФ, и транзит электроэнергии по электрическим сетям Беларуси и России на условиях заключенных между хозяйствующими субъектами сторон договоров. При этом белорусская сторона считает, что оплата услуг по транзиту электрической энергии по территории Беларуси и РФ для энергоснабжения потребителей этих двух сторон должна осуществляться по методологии и тарифам, утверждаемым регулирующими органами Беларуси (транзит по территории РБ) и России (транзит по территории РФ). Москва с этим не согласна. АЭС: сроки не согласованы. В программе отмечается, что планируемое строительство АЭС на территории РБ требует решения многих организационных и технических проблем, по которым в Беларуси полностью отсутствует практический опыт. Среди основных мероприятий сотрудничества по этому направлению называются подготовка и подписание Соглашения между правительством Беларуси и Правительством РФ о сотрудничестве в сооружении на территории РБ атомной электростанции, а также совместная реализация проекта строительства АЭС мощностью не менее 2.000 МВт. Говорится о необходимости подготовить и подписать контрактные документы на строительство АЭС на условиях полной ответственности генерального подрядчика - ЗАО "Атомстройэкспорт" - (под ключ) с максимальным участием белорусских организаций, использованием белорусских материалов и оборудования. Заявлено и о подписании межправительственного соглашения о предоставлении под государственные гарантии правительства Беларуси госкредита РФ для финансирования проекта строительства АЭС. При этом белорусская сторона настаивает на том, чтобы российский кредит был выдан с учетом финансирования объектов инфраструктуры, с чем не согласна РФ. Российская сторона в связи с этим отмечает следующее: вопрос о возможности выделения кредита Беларуси, в том числе и на создание необходимой инфраструктуры, будет рассмотрен Минфином РФ после подписания контрактного соглашения на строительство АЭС. Минск хотел бы ускорить этот процесс. Белорусская сторона предлагала подписать генеральный контракт на строительство АЭС в I квартале 2009 года, а контрактное соглашение - в декабре 2009 года, чтобы в IV квартале 2009 года завершить проработку вопроса о предоставлении Россией госкредита для финансирования АЭС. Непохоже, чтобы РФ точно так же торопилась с реализацией данного проекта. По крайней мере, срок подписания генерального контракта проектом совместной программы расширения энергетического сотрудничества обозначен весьма расплывчато - 2010 год. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Программу расширения российско-белорусского сотрудничества в топливно-энергетической сфере РБ и РФ могут подписать только в феврале. |
|