Холдинги: "дежурная" легализация
18.01.2010
—
Новости Экономики
|
Статус холдингов - объединений коммерческих организаций - наконец-то легализован Указом президента РБ от 28.12.2009 г. № 660 "О некоторых вопросах создания холдингов в Республике Беларусь".И это весьма важно, поскольку до настоящего времени такого понятия в нашем законодательстве фактически не было. Однако при этом документ не дает ответа на многие вопросы, касающиеся деятельности холдингов, а некоторые его нормы далеко не бесспорны.
Следует отметить, что в условиях концентрации финансового капитала и его интеграции с промышленным капиталом роль холдинговых компаний возрастает. Особенно это заметно в России. Однако, как отмечают многие авторы, правовой статус холдингов исследован пока недостаточно, хотя указанная организационно-правовая форма предпринимательских объединений известна в мировой практике довольно давно. Вопросы дефиниции. Некоторые авторы считают, что холдинг берет свое начало в англосаксонской правовой системе, а само понятие происходит от английского слова holdу - "держание", "захват". В германском праве такие образования получили наименование "концерны" либо "связанные предприятия". Согласно Указу № 660 холдинг - это объединение коммерческих организаций (участников холдинга), в котором: 1. Одна из коммерческих организаций является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями - участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании: - владения 25% и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга; - управления деятельностью дочерних компаний холдинга - унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами; 2. Физическое лицо - собственник простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) коммерческих организаций в размерах, определенных указом (25% и более простых обыкновенных акций (долей в уставных фондах. - Прим. авт.), осуществляет управление (участвует в управлении) этими коммерческими организациями без образования управляющей компании холдинга. В этом случае все участники холдинга считаются его дочерними компаниями. Холдинг не является юридическим лицом. В качестве его участников Указ № 660 определяет хозяйственные общества и унитарные предприятия. Документ также вносит изменения в Указ президента РБ от 27.11.1995 г. № 482 "О создании и деятельности в республике хозяйственных групп", связанные с уточнением понятия "хозяйственная группа". В связи с этим возникает проблема разграничения понятий и определения понятия "холдинг". В соответствии с Указом № 482 хозяйственная группа - это "совокупность юридических лиц (участников группы), осуществляющих предпринимательскую деятельность и объединенных между собой одним из нижеперечисленных способов, если иное не предусмотрено законодательством для отдельных форм хозяйственных групп". Далее в указе приводятся способы объединения юрлиц. Однако Указ № 660 не содержит определения, хоть как-то указывающего на предмет деятельности холдинга, а понятие "холдинг" дается посредством вышеуказанных признаков участия в нем. В принципе, законодателя можно понять, поскольку на практике дать такие определения крайне сложно. Кроме того, их трудно разграничить. В связи с этим иногда, например, ставится знак равенства между холдингом и финансово-промышленной группой. Между тем определение понятия "холдинг", вероятно, облегчило бы жизнь указанным образованиям. Кроме того, дефиниция холдинга позволит избежать путаницы между холдингами и государственными объединениями (ст. 1231-1234 ГК РБ): что будет с ними после вступления в силу указа, пока непонятно. С учетом объема данного материала не будем рассматривать различные варианты определений. Приведем лишь то определение, которое, как представляется, наиболее полно отражает существо холдинга. Это определение дано В. Лаптевым в его работе "Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества" ("Волтерс Клувер", 2008). "Холдинг - это объединение двух и более коммерческих организаций, в состав которого входят холдинговая (головная) компания и дочерние организации, между которыми существуют холдинговые отношения (отношения зависимости) в силу преобладающего участия в уставных (паевых, складочных) капиталах (фондах) дочерних обществ, в силу договора или иной возможности определять принимаемые решения, принимаемые дочерними организациями, проводящее единую экономическую политику". Правда, нетрудно заметить, что указанное определение не охватывает собой ситуацию, предусмотренную в Указе № 660, когда речь идет о физическом лице, собственнике акций (долей), управляющем холдингом без образования управляющей компании. Специалисты выделяют следующие отличительные признаки холдингов, которые, на наш взгляд, подтверждают приведенное выше определение: 1) долевое участие в капитале и контроль (управление) над деятельностью дочерних компаний; 2) юридическая независимость субъектов холдинга; 3) единая экономическая политика. Нужно также иметь в виду, что из п. 2 Указа № 660 следует, что в Беларуси могут существовать транснациональные холдинги, поскольку участниками холдинга не могут являться юридические лица, зарегистрированные в государствах, с которыми у Беларуси отсутствуют международные отношения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам. Необходимо также проводить различие между холдингом и холдинговой компанией, хотя на практике это иногда не делается. На самом деле холдинг - это объединение юрлиц, а холдинговая компания - материнская (основная, преобладающая, управляющая) компания. В теории и практике других государств различают следующие способы создания холдингов: а) в процессе приватизации; б) при реорганизации юрлиц в форме выделения и разделения; в) путем приобретения контрольного пакета акций в АО либо преобладающего участия в капитале ООО; г) посредством заключения договора между материнской компанией и дочерними (зависимыми) обществами; д) иные способы, дающие возможность принимать обязательные решения для зависимых и дочерних обществ. Внутренние противоречия. Согласно Указу № 660 холдинг создается по решению управляющей компании холдинга или собственника. При этом нетрудно заметить, что статус управляющей такая компания не приобретает автоматически (в силу владения акциями (долями) либо управления деятельностью учрежденных компанией дочерних компаний - унитарных предприятий), а должна принять такое решение. Здесь, как представляется, заложено противоречие, поскольку "возможность оказывать влияние на принимаемые решения" не означает возможности "принимать решения". Согласно, например, ст. 45 и другим нормам Закона РБ "О хозяйственных обществах" решения общих собраний этих обществ принимаются либо простым квалифицированным большинством голосов, либо единогласно. Согласно же ст. 35 этого закона принятие решений об участии хозяйственных обществ в объединениях относится к компетенции их общих собраний. Закон также допускает включение этого вопроса в исключительную компетенцию общего собрания. Таким образом, указ предполагает принятие решения управляющей компанией за общество, что вряд ли соответствует не только ГК, закону, но и логике, даже несмотря на то, что указы президента Беларуси сегодня "котируются" наравне с законами. Вероятно, нормы Указа № 660 о порядке создания холдингов все же требуют уточнения. Кстати, постановление Совмина РБ от 27.10.1999 г. № 1665, посвященное регистрации хозяйственных групп, предусматривает, что для их регистрации должен представляться, в частности, договор о создании хозяйственной группы. То есть правительство подчеркнуло договорной характер таких образований. Требуется также и решение юридического лица об участии в хозяйственной группе. Кроме того, в указанном постановлении правительства приводится содержание решения собственника имущества об объединении в хозяйственную группу унитарных предприятий, а также договора о создании хозяйственной группы. В Указе же № 660 ничего подобного нет. Более того, из его текста следует, что нормы Указа № 482 к холдингам не применяются. В связи с этим остается надеяться на решения правительства, которые, может быть, прояснят ситуацию, хотя в указе содержится поручение правительству лишь общего плана: "принять меры по реализации настоящего указа". Регистрация и решения. Холдинги, так же как и хозяйственные группы, подлежат регистрации в Минэкономики, которое должно вести специальный Государственный реестр холдингов. Следует отметить, что законодатель установил, на наш взгляд, минимальный перечень документов, представляемых при такой регистрации: заявление; решение о создании; копии документов, подтверждающих регистрацию участников холдинга. Однако до подачи документов на регистрацию должно быть получено согласие антимонопольного органа на создание холдинга в соответствии с Законом "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Учитывая, что в роли антимонопольного органа у нас выступает опять же Минэкономики, полагаем, что такое согласие может быть реализовано по принципу "одного окна", параллельно с представлением документов на регистрацию. Не стоит забывать о том, что Указом президента РБ от 13.10.2009 г. № 499 "О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции" система антимонопольных органов была децентрализована и на практике, вероятно, будут возникать вопросы при регистрации холдингов в пределах, например, одной области, г. Минска. В заявлении о регистрации необходимо, в частности, указать перечень дочерних компаний и основания, подтверждающие правомочность их вхождения в холдинг. Но из текста указа вытекает, что собственно оснований такой правомочности только два: наличие управляющей компании, способной оказывать влияние на принимаемые решения, либо собственника - физического лица, осуществляющего управление коммерческими организациями и решение указанных лиц о создании холдинга. Что касается перечня компаний - участников холдинга, то в дальнейшем для включения новых компаний необходимо решение управляющей компании либо собственника и обращение в Минэкономики о внесении изменений в перечень. При этом в заявлении должны указываться основания правомочности такого включения, что с учетом сказанного в предыдущем абзаце представляется несколько надуманным. Участники холдинга получили право (но не обязанность) любым не противоречащим законодательству способом сообщать о своей принадлежности к холдингу, в том числе путем использования в реквизитах документов или в рекламных материалах единой графической или текстовой символики, а также коллективного знака. Однако это не означает, что такая принадлежность может либо должна присутствовать, например, в наименовании дочерней компании, - требования к наименованию юридических лиц, содержащиеся в ст. 50 ГК, это не предусматривают. В отличие от норм статьи 58 закона о хозяйственных обществах, пункт 15 Указа № 660 устанавливает, что хозяйственное общество - участник холдинга по решению общего собрания (не менее трех четвертей голосов, принявших участие в голосовании) может передать полномочия по совершению крупных сделок между участниками холдинга и утверждению стоимости имущества, являющегося предметом такой сделки, исполнительному органу этого общества, если иной порядок совершения таких сделок не установлен президентом. Напомним, что согласно закону такие решения принимает общее собрание (либо в учредительных документах это можно отнести к единогласной компетенции совета директоров хозяйственного общества). Установлено также, что руководители частных коммерческих организаций - участников холдинга с согласия собственника имущества этой организации (общего собрания участников либо, если это предусмотрено уставом, совета директоров (наблюдательного совета) могут выполнять работу на основании трудового договора (контракта) в других частных коммерческих организациях, являющихся участниками этого холдинга. В принципе, эта норма не противоречит ст. 54 закона о хозяйственных обществах, согласно которой "совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, и членами коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления других организаций допускается в порядке, установленном учредительными документами либо с согласия общего собрания участников хозяйственного общества, если иное не предусмотрено законодательными актами". В целом же складывается впечатление, что Указ № 660 носит чересчур "дежурный" характер и, возможно, готовился под конкретный заказ. Хотелось бы также напомнить, что еще в Указе № 482 содержалось поручение правительству представить президенту проект закона о хозяйственных объединениях. Однако прошло уже 15 лет, а такого закона нет. Между тем в условиях обостряющейся конкуренции и монополизации в экономике, вероятно, необходимо более четкое регулирование деятельности любых хозяйственных групп. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Статус холдингов - объединений коммерческих организаций - наконец-то легализован Указом президента РБ от 28.12.2009 г. № 660 "О некоторых вопросах создания холдингов в Республике Беларусь". |
|