Новогодний нефтяной спор с Россией закончился. Впрочем, уместнее говорить о завершении очередного этапа энергетических баталий. Продолжение - последует. И Москва тщательно готовится к новым схваткам, укрепляя свои позиции.
В последнее время высокопоставленные московские чиновники стали частыми гостями в Усть-Луге, пишет «РБК». Дело в том, что компания Gunvor строит в этом приморском поселке, ставшим знаменитым благодаря российскому проекту БТС-2, нефтепродуктовый терминал. Вкратце напомним, что БТС-2, или Балтийская трубопроводная система-2 - это система магистральных нефтепроводов, которая позволит связать нефтепровод «Дружба» с российскими же морскими портами на Балтийском море. То есть даст возможность гнать нефть на экспорт в обход Беларуси. В чем заключается ценность терминала, который строит компания Gunvor? Дело в том, что сегодня в России практически нет собственных возможностей для экспорта мазута. Как правило, мазут отправляется на терминалы в Прибалтику, в частности в Литву, в том числе транзитом по железной дороге через Беларусь. Терминал в Усть-Луге будет первым мазутным в России, и на фоне ставших уже привычными белорусско-российских энергетических споров Москве важно показать, что он готов к работе. Следует ожидать упредительных действий со стороны России, чтобы умерить пыл соседей по союзу при согласовании таможенных платежей, пишет «РБК». И для демонстрации независимости в порту Усть-Луга в ускоренном порядке готовится к запуску нефтепродуктовый терминал. По информации издания, в январе 2010 г. Усть-Лугу посетили несколько высокопоставленных федеральных чиновников, в частности начальник управления организации таможенного контроля ФТС Дмитрий Некрасов и замминистра транспорта Виктор Олерский. Они проверяли степень готовности нового объекта. Чиновники приезжали поторопить с запуском терминала. Изначально терминал планировалось запустить еще в конце 2009г. Однако уложиться в срок строители объекта тогда не успели, ввод был перенесен на 2010г. В Gunvor сообщили, что терминал может начать функционировать в первой половине 2010г., в настоящее время на объекте продолжаются строительные работы. Однако, по косвенным данным, пуск может произойти уже в ближайшее время. «Со стороны моря к запуску терминала все готово», - сообщил представитель морской администрации порта Усть-Луга. По его информации, сейчас работы ведутся на причалах. Подготовка к пуску ведется и на других фронтах. Проект терминала предусматривает прием грузов из железнодорожных вагонов, промежуточное хранение и погрузку в танкеры. Максимальный грузооборот комплекса составит 30 млн т мазута и светлых нефтепродуктов в год. Проект БТС-2 стал актуальным для РФ после нефтяного конфликта 2007 года. Тогда Беларусь ввела транзитную пошлину в 45 долларов за тонну, а Россия в ответ на это прекратила прокачку нефтяного сырья по трубопроводу «Дружба» в шесть стран Европы. Вскоре прокачка нефти была восстановлена, спорные вопросы урегулировали. Однако идея БТС-2 осталась актуальной, чтобы предотвратить подобные конфликты впредь. «Конфликт с Беларусью очень позитивно повлиял на перспективы реализации проекта БТС-2, который должен прийти на смену нефтепроводу «Дружба» и снизить политические риски для российских поставок» - полагает Александр Еремин из российского «Финама». По мнению генерального директора аналитического агентства «ИнфоТЭК Терминал» Рустама Танкаева, пишет «Утро», нефтяной конфликт между Россией и Беларусью будет разрешен после вывода на проектную мощность второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Причем кардинально - полным отказом от транзита. По мнению Рустама Танкаева, Россия будет ударными темпами заканчивать БТС-2, для того чтобы полностью исключить из оборота трубопровод «Дружба» и, соответственно, «шантаж со стороны Беларуси и Украины». Так что Беларуси и России предстоит еще немало энергетических баталий. Россия к ним готовится. А Беларусь? Как пишет, ссылаясь на источники в российском правительстве, «Коммерсантъ», в ближайшие месяцы пройдут межгосударственные переговоры РФ и Беларуси по всему кругу энерговопросов - «нефть, газ, строительство АЭС». Чем ответим? Впрочем, как полагают эксперты, выход есть. Беларуси надо включаться в альтернативные проекты. Например, в проект «Одесса - Броды» - нефтепровод, построенный Украиной в 2001 году для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход России. Из-за отсутствия ветки в Польшу на Плоцк и Гданьск трубопровод сейчас используется Украиной для прокачки небольших объемов российской нефти в реверсном режиме. Для прокачки каспийской нефти в Европу необходимо запустить нефтепровод «Одесса - Броды» в аверсном направлении. Проект Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, в основе которого лежит использование нефтепровода «Одесса - Броды», планируется реализовать в трех направлениях: северном - через Польшу, западном - через Словакию, Чехию и Австрию, восточном - через Беларусь. Чем не альтернатива? Консолидация бывших стран СССР против российского энергетического давления могла бы дать свои плоды. Однако тут необходимо скорее политическое решение. Его пока нет. А БТС-2 строится ударными темпами.
Новогодний нефтяной спор с Россией закончился. Впрочем, уместнее говорить о завершении очередного этапа энергетических баталий. Продолжение - последует. И Москва тщательно готовится к новым схваткам, укрепляя свои позиции.