Уровень управления - выше среднего. 21.by

Уровень управления - выше среднего

16.02.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Система управления государственными финансами Беларуси демонстрирует хорошие показатели по управлению бюджетом, хотя существует целый ряд вопросов, вызывающих озабоченность.Такое мнение об организации государственных финансов Беларуси высказал руководитель сектора и руководитель проекта Всемирного банка по оценке эффективности государственных расходов и финансовой подотчетности Беларуси Уильям Л. Доротинский. Группа специалистов под его руководством работала в РБ с 8 по 12 февраля.

С учетом стандартов.

Программа оценки эффективности управления государственными финансами, сообщил У. Доротинский, была разработана Всемирным банком, МВФ и рядом других международных организаций в 2005 году. Она основана на 28 показателях, которые охватывают весь финансовый сектор, связанный с государственным бюджетом, начиная с построения бюджета и завершая бюджетной подотчетностью. По данным показателям проводится сравнительный анализ различных стран с учетом признанных стандартов в этой сфере. В результате страны могут определить, на каком месте они находятся среди других государств, что помогает им проводить реформы.

Начиная с 2005 года примерно 104 государства сделали такую оценку. После ее проведения Всемирный банк оказывает содействие странам в формировании их собственной политики реформ и стратегии развития управления финансами. Кроме того, как подчеркнул У. Доротинский, оценка позволяет зарубежным инвесторам понять, в какую страну они инвестируют деньги.

Расчет параметров, характеризующих состояние управления бюджетом в Беларуси, проводился в режиме самооценки белорусскими специалистами, затем приезжали эксперты Всемирного банка, проверявшие результаты. Работа была начата в 2008 году, отчет был подготовлен в 2009 году, а при его подготовке использовались данные за 2005-2007 гг.

Вызывает озабоченность.

Особое внимание, отметил У. Доротинский, специалисты Всемирного банка уделяли параметрам, характеризующим реалистичность бюджета, то есть тому, реализуется ли он таким же образом, каким был утвержден законодателями и президентом. "По большинству подобных показателей Беларусью были получены самые высокие оценки. Однако есть одно направление, по которому получены низкие оценки. Речь идет о совокупных показателях исполнения бюджета", - сообщил У. Доротинский.

Но этому, подчеркнул он, есть объяснение. Власти Беларуси применяли консервативный подход к доходной части бюджета, что рассматривается Всемирным банком как здравая практика. Это позволяет защитить страну от внешних шоков. Поток доходов отличался от ожидаемой величины в более высокую сторону и соответственно увеличивались расходы. В результате, несмотря на то что по этому показателю оценка Беларуси ниже, чем в среднем по изученным странам, специалисты банка не считают, что это плохо.

Стоит отметить, что в текущем году в Беларуси ситуация может оказаться противоположной и доходы бюджета, не исключено, окажутся меньше запланированных.

Среди других направлений, которые вызвали озабоченность специалистов Всемирного банка, У. Доротинский отметил квазифискальную деятельность правительства. Это касается займов, предоставляемых банками в рамках государственных программ, что считается плохой практикой. К ней относится также финансирование в рамках внебюджетных фондов, а также использование средств государственных организаций, которые остаются вне бюджета и не учитываются. Уровень такой деятельности довольно высок.

Относительно низким является уровень прозрачности применяемых правил по трансфертам от центрального правительства местным органам власти. "Набор правил был, но применялись они субъективно. Однако само наличие таких правил очень важно для того, чтобы местные органы власти знали, какую сумму они могут получить", - сообщил У. Доротинский.

Вызывает озабоченность, отметил он, и низкая степень доступности общественности важнейшей финансовой информации. Та информация, которая, как правило, должна предоставляться общественности, в Беларуси не публиковалась. К примеру, речь идет о том, с кем и на какую сумму были заключены контракты правительством по результатам тендеров. Это касается и материалов по ежегодному закону о бюджете. "Все документы, которые идут на рассмотрение в парламент, должны публиковаться", - подчеркнул У. Доротинский.

Но самым проблемным вопросом, который может повлиять на долгосрочную стабильность в Беларуси, полагает он, является отсутствие в стране системы перспективного планирования расходов на много лет. Правительство пока само не проводило анализ устойчивости долга, а также не разрабатывало среднесрочную стратегию управления долгом, позволяющую избежать такой ситуации, в которой сейчас, например, находится Греция.

Кажется проблемной, отметил У. Доротинский, и текущая ситуация с инвестиционным планированием. В Беларуси оно ограничивается государственными проектами, общая комплексная стратегия инвестиционного планирования отсутствует.

Кроме того, в Беларуси все еще большое количество налогов, сборов и налоговых привилегий. В результате налогоплательщики не могут точно сказать, каковы будут их обязательства по уплате налогов.

У. Доротинский сообщил также, что местные органы власти Беларуси выдают собственные гарантии по долгам местных предприятий, что не отслеживается и не контролируется должным образом. Это создает своеобразный скрытый фискальный риск. Не соответствует международным стандартам в Беларуси и состояние внешнего и внутреннего контроля.

Выше среднего.

Впрочем, как отметил У. Доротинский, негативные моменты не должны умалять позитивных. Из 28 рассчитанных показателей в Беларуси 10 получили высшую оценку (А), 8 - хорошую оценку (В), 7 - удовлетворительную (С) и только 3 - низшую (D). Система казначейства функционирует очень хорошо, в системе государственных финансов серьезно думают о прозрачности и упорядоченности бюджетного процесса, подчеркнул представитель Всемирного банка.

В целом среди 18 стран с уровнем дохода на душу населения выше среднего и среди 14 стран региона Европы и Центральной Азии по совокупности параметров Беларусь заняла 3-е место.

Кроме того, подчеркнул У. Доротинский, за 2008-2009 гг. в Беларуси было реализовано много реформ. В частности, принят Налоговый кодекс, Министерство финансов начало работу по разработке среднесрочного бюджетного планирования, ведутся дискуссии об улучшении системы государственных закупок. Поэтому, по мнению специалиста Всемирного банка, "если бы мы провели новую работу сегодня или в 2011 году, то Беларусь, очевидно, получила бы более высокие оценки".

В целом, подвел итог У. Доротинский, белорусская система управления государственными финансами демонстрирует хорошие показатели по удержанию и управлению макрофискальным балансом, но эффективность государственных расходов требует особого внимания. Впрочем, отметил он, если взять другие страны региона, то для них проблема эффективности государственных расходов также стоит на первом месте. И текущий финансовый кризис подчеркивает важность этой проблемы.

Нуждается в поддержке.

На прошедшей неделе специалисты Всемирного банка провели ряд встреч с руководством и экспертами Министерства финансов и других государственных ведомств и обсудили с ними результаты исследования и последующие мероприятия.

"В общем и целом можно сказать, что реакция государственных органов на полученные оценки была положительной. Конечно, высказывалась и неудовлетворенность тем, что в некоторых направлениях были получены низкие оценки, но специалисты поняли, почему", - сообщил У. Доротинский.

Одной из целей приезда группы специалистов Всемирного банка в Беларусь, по его словам, было обсуждение тех направлений реформирования системы управления государственными финансами, по которым правительство Беларуси нуждается в поддержке Всемирного банка. В частности, в ходе встреч рассматривалась проблема управления долгом. Впрочем, правительство Беларуси, отметил У. Доротинский, не обращалось с просьбой о проведении разработки стратегии управления долгом. Есть хорошо разработанная и признанная система по проведению анализа устойчивости долга, включая разработку среднесрочной системы управления долгом.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Система управления государственными финансами Беларуси демонстрирует хорошие показатели по управлению бюджетом, хотя существует целый ряд вопросов, вызывающих озабоченность.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика