Ошибки дорого стоят. 21.by

Ошибки дорого стоят

16.02.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Автоперевозчики обеспокоены вопросами финобеспечения грузов.Вопрос Таможенного союза из политической плоскости уже перерос в плоскость прикладной экономики, а также затронул интересы населения.Это отметил первый заместитель директора Национального инвестиционного агентства Георгий Гриц.

Он напомнил, что в Таможенном союзе 74-75% пошлин останутся без изменения, на 18% они понизятся, на 6,7% повысятся. Хорошо это или плохо, выступающий не сказал, но обратил внимание на спорные моменты, которые уже возникли по ряду позиций.

Противоречия сохраняются.

К примеру, таможенные ставки на соевый шрот в Беларуси были 0%, а стали 18%. Эту продукцию импортируют в основном белорусские предприятия АПК, следовательно, новые ставки приведут к удорожанию их продукции, а значит, снизятся возможности экспорта.

На автобусы пошлина была 20%, фактически запретительная, сейчас она снижена до нуля. С одной стороны, поощряется конкуренция между производителями, а с другой - возникают вопросы по их защите.

"Все вроде бело и пушисто в Таможенном союзе, но на самом деле вопросов много", - продолжил выступающий.

Вопросы возникают и в отношении распределения импортных пошлин между участниками Таможенного союза.

"Очевидно, что их нужно привязывать к объемам импорта и ВВП каждой из стран-участниц. Следует учитывать и компенсацию выпадения позиций, которые будут нести участники экономической деятельности при вступлении в силу новых ставок таможенных пошлин", - отметил Г. Гриц.

Не все понятно с созданием наднациональных органов. "Есть предложение создать наднациональный таможенный орган, а что будет делать национальный орган?" - задал вопрос выступающий.

Г. Гриц отметил, что Беларуси удалось отстоять перечень особо чувствительных для национальной экономики позиций, включающих более 600 наименований, в том числе институт специмпортера и т. д. Россия в свою очередь пока вывела за скобки рассмотрения газ и нефть.

На этапе зарождения проекта под названием "Таможенный союз" главную роль играли политики и правительства. А вот бизнес оказался вне игры, и теперь имеет проблемы.

Это прежде всего касается реализации импортных автомобилей. Частные компании, вложившие в развитие этого бизнеса десятки миллионов долларов, после введения новых таможенных пошлин "фактически положили".

Потребительский рынок Таможенного союза составляет около 170 млн. человек, ВВП - около 2 трлн. USD. "Когда речь идет о миллионах потребителей, миллиардах долларов, ошибки дорого стоят", - сказал Г. Гриц.

По его словам, сегодня есть понимание, что к процессу обсуждения условий работы ТС необходимо подключать бизнес, "и делать это надо как можно скорее".

Отметив, что все проблемы создаваемого Таможенного союза нельзя решить сразу, это процесс перманентный, выступающий тем не менее заметил, что на его памяти он создавался два раза. "Мы начинали формирование единого экономического пространства с 1995 года, но не получилось", - отметил Г. Гриц. - Сейчас предпринята еще одна попытка. Нам не простят, если ее постигнет такая же участь".

Автоперевозчики хотят знать правила.

Белорусские автоперевозчики уже сейчас предвидят проблемы, с которыми они столкнутся с 1 июля 2010 года при отмене таможенного контроля на российско-белорусской границе.

"Нам непонятны многие вопросы в части правоприменительной практики грузоперевозок. Ответов на эти вопросы не знают и сами экспортеры", - заявил генеральный директор Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП) Александр Солощев.

Обеспокоенность автоперевозчиков вызывают, в частности, вопросы финансового обеспечения доставки грузов. Дело в том, что в Беларуси, в отличие от других участниц "тройки", не применяется такая форма финансового обеспечения, как страхование. В результате разные подходы к финансовому обеспечению уже создают неравные условия для субъектов хозяйствования.

Беспокоят условия участия банков в процессе финансового обеспечения доставки грузов. Многие вопросы нужно решать на уровне таможенных органов. Это касается электронного документооборота и оперативного оформления грузов на внешней границе.

Участники рынка автоперевозок хотели бы знать, как будет работать международная процедура транзита и сопровождения ценных грузов, как будут решаться в свете новых таможенных ставок вопросы обновления подвижного состава транспортных предприятий.

Автоперевозчиков заботит необходимость подтверждения статуса перевозчика, поскольку эта процедура сопровождается большими финансовыми затратами. Для получения различных статусов участников таможенной деятельности необходимо представить документы финансового обеспечения на сумму от 200 тыс. до 2 млн. EUR.

А. Солощев отметил, что работа над Таможенным кодексом продолжается и представители БАМАП участвуют в переговорах в Москве. "Ожидается, что ближе к концу апреля перевозчикам станут известны правила игры, но было бы полезно, узнать их раньше", - сказал он.

Вопросы без ответа.

Заместитель начальника отдела организации таможенного контроля ГТК Беларуси Сергей Гошко напомнил, что подписанный 27 ноября в Минске Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза вступает в силу с 1 июля 2010 года.

В соответствии с ним практически убирается таможенное оформление товаров, перемещаемых между тремя государствами, в том числе и ввозимых из третьих стран. В связи с этим участников рынка интересует ключевой вопрос: сохранится ли статистическое декларирование?

Данная процедура не касается рамок Таможенного кодекса, заявил С. Гошко. Эта система создана и действует в Беларуси, приблизительно аналогичный механизм работает в России. Он создан в целях контроля за экспортно-импортными операциями, происходящими из/в Беларуси. Эта функция возложена на таможенные органы, и они ее выполняют.

При этом С. Гошко обратил внимание, что Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает возможность в перспективе субъектам хозяйствования трех стран  производить таможенное оформление товаров в любом государстве Таможенного союза.

Правда, пока эта норма вынесена за рамки Таможенного кодекса Таможенного союза, она будет рассматриваться отдельным международным договором. Поэтому сейчас и с введением в действие Таможенного кодекса с 1 июля 2010 года таможенное оформление будет проходить по месту регистрации субъектов хозяйствования.

С. Гошко рассказал о том, что со вступлением в силу Таможенного кодекса существенно меняются некоторые понятия. В частности, упраздняется таможенный режим, он будет заменен таможенной процедурой. Таможенный режим свободной таможенной зоны и режим свободного склада выносятся также за рамки кодекса. Статус этих режимов будет определяться отдельными межгосударственными соглашениями.

Для резидентов СЭЗ правила игры на рынке услуг будут определены чуть позже, сказал С. Гошко. Но в то же время Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает: если международный договор не вступил в силу, то действует национальное законодательство той страны, где работает резидент СЭЗ.

Для субъектов хозяйствования Таможенного союза вводится еще одна удобная процедура. Если ставки ввозных таможенных пошлин на сырье, комплектующие выше, чем производимый из этого сырья товар, то при ввозе эта пошлина не уплачивается. По словам С. Гошко, это "прогрессивный момент" в Таможенном кодексе Таможенного союза.

Комментируя актуальный для автоперевозчиков вопрос, касающийся финансового обеспечения для получения различных статусов участников таможенной деятельности, С. Гошко сказал, что "здесь нужно вносить коррективы". "Есть форма обеспечения в виде залога имущества, но ею практически никто не пользуется", - отметил С. Гошко.

Комментируя вопросы пробок на внешней границе Союзного государства, представитель ГТК заметил, что права автоперевозчиков оговорены в Таможенном кодексе. "Субъекты хозяйствования должны отстаивать свои права, прописанные в Таможенном кодексе, и обжаловать нарушения", - подчеркнул он.

Упростится ли перемещение товаров в рамках Таможенного союза?

С. Гошко заверил, что белорусская сторона "приложит максимум стараний к упрощению процедуры перемещения товаров". В то же время он напомнил, что ранее при создании Таможенного союза с Россией белорусская сторона убрала таможенный контроль на границе с РФ, в то время как российская сторона этого не сделала.

С налогами проблем нет.

Что касается налогового законодательства, то оно в Таможенном союзе для предприятий существенно не изменится, отметила начальник главного управления методологии налогообложения Министерства по налогам и сборам Беларуси Лидия Цыбина.

В Беларуси в этом году вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса, в результате чего отменен единый сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, который взимался с выручки, и налог с продаж. Это позволило сблизить национальное законодательство с законодательствами других стран Таможенного союза.

Много вопросов у бизнеса в отношении того, как повлияет белорусская ставка НДС в размере 20% на взаимоотношения в рамках Таможенного союза.

Заметного влияния на формирование Таможенного союза это не окажет, сказала Л. Цыбина. "По НДС у нас действует зачетный метод, принцип страны назначения, который позволяет при экспорте товаров применять нулевую ставку", - пояснила она.

По ее словам, зачетные механизмы белорусская сторона отработала во взаимодействии с Россией несколько лет назад. "Мы не исключаем, что в первое время в налогообложении в части возмещения НДС возможны перекосы, но думаем, что они будут временными и быстро исчезнут", - сказала она.

Она отметила, что взимание косвенных налогов будет регулироваться дополнительными соглашениями в рамках трехстороннего союза, в которых учтены все недостатки и недоработки, выявленные в Таможенном союзе с Россией.

В отношении налогообложения импорта товаров будет действовать национальное законодательство.

В развитие соглашения о принципах взимания косвенных налогов Таможенного союза были подписаны протоколы о применении косвенных налогов по товарам, работам и услугам, а также протокол об обмене информацией.

Как отмечалось, эти документы предусматривают более льготные условия для субъектов хозяйствования. В частности, предоставлено право экспортерам осуществлять расчеты в неденежной форме, если это позволяет национальное законодательство. Кроме того, до 180 дней увеличен срок предоставления документов, подтверждающих экспорт товаров, упрощены процедуры, подтверждающие экспорт товаров и применение нулевой ставки, а также осуществление вычетов входного налога под такую нулевую ставку.

Протоколы об экспорте товаров и об обмене информацией вступят в силу после ратификации этих протоколов и в полной мере заработают с момента вступления в силу соглашения.

МИД видит плюсы и минусы.

Директор департамента внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных дел Беларуси Валерий Садохо отметил, что нужно учитывать, на каком фоне происходит создание Таможенного союза. По итогам прошлого кризисного года товарооборот между Беларусью и РФ упал почти на 40%, снизился он также и с Казахстаном.

Кроме того, Россия вместе с Индией и США входит, по оценкам международных экспертов, в тройку лидеров по применению протекционистских мер по защите своих производителей. Сейчас РФ жестко контролирует доступ к кредитным ресурсам, созданы также торговые барьеры на пути белорусской продукции на российский рынок.

Но даже с учетом этого представитель МИДа обозначил возможные плюсы для Беларуси как участницы Таможенного союза.

Беларуси удалось добиться включения в пакет документов по Единому таможенному тарифу ряда положений, позволяющих не применять таможенные пошлины в пределах единой таможенной территории, в том числе и во взаимной торговле автомобилями, собранными в режиме промсборки.

Комиссия Таможенного союза 27 января 2010 года приняла решение о предоставлении права беспошлинного ввоза легковых автомобилей, произведенных белорусскими, российскими, казахстанскими предприятиями, которые работают в режиме промышленной сборки. Раньше такого права у производителей, собиравших легковые автомобили в Беларуси, не было.

"Это создает наиболее благоприятные условия для привлечения серьезных инвестиций в производство легковых автомобилей на территории Беларуси и обеспечивает привлекательность страны для иностранных инвесторов, - прежде всего это обосновывается большой емкостью рынка", - сказал представитель МИДа.

В. Садохо привел пример сборки в Беларуси автомобилей марки "Форд", которые пытались поставлять в Россию, но им этого не позволили. Теперь право беспошлинной поставки в Россию и Казахстан получило с белорусской стороны СП ЗАО "Юнисон".

Кроме того, отметил он, другие машиностроительные предприятия Беларуси могут участвовать в комплектации автомобилей, собираемых в режиме промсборки в любом государстве Таможенного союза - России, Казахстане.

Как отмечалось, в Беларуси есть хороший технический, промышленный потенциал для участников этой комплектации. В России подписано 40 меморандумов о реализации сборочных производств, на стадии реализации находится 14.

"Если учесть, что объем производства автомобилей, собранных в России в режиме промсборки, составит 1 млн. штук, то около 10% здесь может составить белорусская досборка", - сказал В. Садохо. В результате Беларусь получит 1,5 млрд. USD в виде дополнительного экспорта. По его словам, "это серьезная перспектива и ей надо заниматься".
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вопрос Таможенного союза из политической плоскости уже перерос в плоскость прикладной экономики, а также затронул интересы населения.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика