"Время бизнеса": В Беларуси достаточно романтиков, чтобы работать в цветочном бизнесе
24.02.2010 13:23
—
Новости Экономики
|
Конец зимы и начало весны – то самое время, когда наиболее остро ощущается спрос среди городского населения на всевозможные цветы: тут и День святого Валентина, и Международный женский день, а некоторые дарят букеты и на 23 февраля. Как торговля справляется с этим спросом? Как правильно рассчитать предложение, чтобы не закупить больше или меньше, чем необходимо? Каковы условия ведения флористического бизнеса в Беларуси? Что нужно знать для того, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции? О премудростях белорусского цветочного дела в рамках программы "Время бизнеса" в эфире TUT.BY говорили Инна Станишевская, мастер-флорист и художественный руководитель Бюро флористического дизайна, и Игорь Бурмич, технический руководитель этого бюро. Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. В праздники всегда резко возрастает спрос на букеты. Как торговля в Минске справляется со спросом, особенно на 8 Марта? Инна Станишевская (И.С.): Этот спрос удовлетворяется за счет увеличения закупок – белорусских цветов и, большей частью, импортных. Импортируют к нам, конечно, в основном из страны цветов – Голландии, там проходят самые большие торги. Немного цветов привозят из Польши. Вместе со спросом растет и стоимость праздничных цветов. Почему происходит такой рост? Это закупочная цена так увеличивается или же у нас, на месте, делают заоблачную наценку? Игорь Бурмич (И.Б.): Как правило, решающую роль в ценообразовании играют закупочные цены на торгах в Голландии. Голландцы никогда не преминут воспользоваться нашей ситуацией – традиционным предпраздничным ажиотажем на цветы. При минимуме материала они неизменно выставляют максимальную цену, зная, что спрос все равно будет. К тому же там закупаются не только белорусы. Для голландцев очень много значит российский рынок. Белоруские и украинские закупки не идут ни в какое сравнение с объемами, которые в начале марта скупает даже одна Москва. Так что голландцы тоже могут по праву считать 8 Марта своим праздником – чем-то вроде Дня цветочного бизнеса. Понятно, что к празднику все стараются забить склад по максимуму. А как правильно рассчитать объем закупки, чтобы не приобрести больше или меньше, чем необходимо? Что происходит с цветами, которые не были распроданы и завяли? И.Б.: Нераспроданные цветы остаются во власти хозяина. А что с ними сделать – радоваться и оставлять цветы у себя дома или в офисе либо выбрасывать – это уже на его личное усмотрение. Но, в принципе, это уже невозвратные потери. Как же застраховаться от этих невозвратных потерь? И.Б.: Нужно учитывать опыт прошлых лет и достаточно серьезно прогнозировать экономическую ситуацию в стране. К сожалению, в большинстве случаев дарение цветов не входит в перечень первостепенных затрат. Муж далеко не всегда пойдет одалживать на праздничный букет жене, если у него нет в данный момент свободных денег. Тем не менее мы все еще радуемся тому, что сохраняется пласт белорусов, считающих цветы необходимым атрибутом праздника. Правда, уже не в тех объемах, как это было раньше, когда человек мог себе позволить купить огромный шикарный букет. Сейчас покупают один - три цветочка, потому что цены растут, а благосостояние снижается. То есть в прошлом, кризисном, году на 8 Марта продажи были не такими большими, как в позапрошлом? И.Б.: К сожалению, да. Большинство радовались хотя бы тому, что удалось отработать в ноль, потому что у многих по итогам были прямые потери. Определенной неожиданностью для предпринимателей стало и насыщение рынка местными, белорусскими цветами. Так что лучше закупить поменьше и заработать хоть немного, чем потерять на нераспроданном товаре. Даже если так поступят все, цветов населению все равно хватит. С какими поставщиками лучше работать? С голландцами напрямую, с оптовиками, с местными ботаниками? И.Б.: Следуя отработанной белорусской схеме, можно сказать, что предпочтение отдается в основном крупным оптовикам. За счет больших объемов и сокращения накладных расходов они могут предоставить товар качественнее и дешевле. Они работают непосредственно через представителей на голландских торгах. Благодаря объему и широкому ассортименту им удается "поиграть" ценами. При каких объемах закупки стоит обращаться напрямую к голландцам? И.Б.: Большая партия – это понятие относительное. Одна фура – это уже достойная партия. Нецелесообразно покупать частями, только то, что можешь продать в ближайшее время, потому что у тебя нет условий для длительного хранения большой партии цветов. Какие проблемы могут возникнуть при пересечении границы фурой, заполненной цветами? И.Б.: Если все документы оформлены в соответствии с заведенным порядком, если ничего не забыто на месте отгрузки, то никаких проблем с таможней не возникает. Единственное, чего здесь всегда хочется – это сократить время прохождения контроля. Цветы – это достаточно скоропортящийся товар, и время здесь имеет большое значение. Но со временем эта работа выстраивается, сегодня таможня работает гораздо четче и быстрее, чем раньше. Для чего же выращиваются цветы на продажу в белорусских теплицах, если они и качеством хуже, и ценой дороже? И.С.: Они не дороже. Они стоят приблизительно столько же. Но качество при этом, действительно, оставляет желать лучшего. И.Б.: В наших климатических условиях тяжело соблюсти весь сложный технологический режим. Ну и с ценой бывают неожиданности, потому что мы все-таки сильно зависим от энергоносителей, а отапливаемый период в Беларуси достаточно продолжительный. Имеет ли смысл самостоятельно взяться за выращивание цветов на продажу? И.Б.: Только если очень небольшими партиями. Промышленными объемами заниматься не получится. Окупать это придется, самостоятельно занимаясь розничной продажей. Другой вариант – выращивать эксклюзивные сорта, которые не возят из Голландии. Их можно будет предлагать на реализацию оптовикам или крупным магазинам. Кроме желания выращивать, нужна еще четко оформленная вся документальная база. Есть ли какие-то хитрости, позволяющие продлить срок жизни или хранения цветов? И.С.: Следует уточнять, о сроке жизни цветка или о его хранении мы ведем речь. Впрочем, и то, и другое реально. Цветы нужно хранить при определенном температурном режиме, в специально оборудованном хранилище. Цветы, которые приходят к нам через Голландию из Израиля или Эквадора, хранятся месяца полтора, в редких случаях – до трех месяцев. Если потом взять такую розу и выставить на продажу как свежую, она может простоять положенные две недели. И.Б.: Но это зависит не только от условий хранения, но и от технологии подготовки цветка к перевозке и хранению. Цветок определенным образом срезают и выдерживают нужное время в газовой камере – тогда ему не требуется водяная подпитка. Когда его оживляют, поставив в воду, он оживает и продолжает нас радовать. А говорят, что продавцы добавляют что-то в воду, в которой цветы стоят на витрине, чтобы продлить жизнь цветка вплоть до момента продажи. И.С.: Бесконечно цветок у вас все равно не будет стоять и дожидаться покупателя. Но подкормка, действительно, используется – хризал или его производные. А для того чтобы цветок не умирал, как только попадает в вазу покупателя, любой уважающий себя продавец должен вместе с букетом давать покупателю пакетик с хризалом. К сожалению, эти правила хорошего тона у нас редко соблюдаются. А какие цветы идут на дизайнерское оформление? Какими свойствами они должны обладать? И.С.: Во флористике можно использовать любые цветы. Все зависит от цены, которую сможет оплатить заказчик, от его вкуса и от срока, который должна будет прослужить композиция. Можно поразить кого-то на десять минут, и этого будет достаточно, а можно сделать композицию, которая простоит месяц и больше. Стрелиции и другие африканские цветы будут стоять очень долго. Даже если они слегка засохнут, внешне это не будет заметно. И.Б.: Да те же гвоздики, которые почему-то сейчас наши люди не очень любят, можно использовать во флористике. Сейчас из Эквадора приходят великолепнейшие миксы разных цветов, и если умело с ними поработать, эффект получается феноменальный – благодаря очень неординарной форме лепестков. Букет гвоздик, при правильном уходе, будет стоять очень долго. Какие подводные камни есть в ведении флористического бизнеса в нашей стране? Что нужно знать тому, кто захочет им заняться? И.Б.: В первую очередь, должно быть желание заниматься цветами. Если говорить о продаже цветов, то это такой механический процесс, который мало чем отличается от любой другой розничной торговли. Хотите заниматься цветами – находите оптовую компанию, где вы будете выбирать свой ассортимент, открываете торговые точки, заводите бухгалтерию, и дальше процесс известен и понятен. Флористика же подразумевает какое-то художественное оформление и творческий подход к процессу. Здесь потребуется вкус, способности в изобразительном искусстве и достаточный объем знаний. За образованием будущему флористу лучше отправляться за границу. В Москве много школ, которые дают неплохое образование – как начальное, так и более углубленного уровня. И.С.: Сегодняшний клиент не хочет просто получить много красивых цветов. Они приходят за чем-то особенным. Начинают цениться идеи, качество и мастерство флориста. Что до образования, я каждый год езжу в Москву за новыми знаниями. Потому что все время появляются новые веяния и тенденции в этом деле. Существует ли в цветочном бизнесе такое понятие, как мода? Кто ее задает? И.С.: Конечно, существует мода, которая постоянно изменяется. А формируют ее дизайнеры вместе с голландскими флористами. И мы здесь, в Беларуси, немножко не поспеваем за переменами в международных модных течениях. И.Б.: Дело в том, что нам здесь приходится также ориентироваться на потребности заказчика, которые во многом расходятся с мировыми тенденциями. Хорошо, если он созрел для того, чтобы принять то, что мы предлагаем – тогда и работа выполняется с удовольствием. Но мы стараемся воспитывать население. Когда все начиналось, больше десятилетия назад, было все равно намного сложнее, чем сейчас. И.С.: Тогда приходилось буквально прививать все, что мы пытались делать. А сейчас по городу видно, что и его жители больше интересуются флористикой, и уровень предложения растет, есть определенный пласт образованных и талантливых флористов, которых, правда, и сейчас можно сосчитать по пальцам. Но это направление явно развивается, так что заниматься профессионально флористикой в Минске имеет смысл. Если среди флористов конкуренция не очень острая, то уж розничной продажей цветов занимаются все кому не лень. Как выстоять в этой конкурентной борьбе? И.Б.: Во все века выстаивали те, кто имеет постоянного и стабильного клиента. Задача любого продавца – заполучить этот пласт постоянной клиентуры и поддерживать его. С ценами в цветочном бизнесе "поиграть" вряд ли удастся, поэтому могу посоветовать брать только отношением к клиенту. Порой это лучше ценится, чем возможность купить цветок чуть дешевле. Приятно покупать в процессе общения. А не просунуть деньги через окошко и получить оттуда товар. Таким постоянным клиентом может стать человек, который регулярно дарит цветы. Есть ли у нас такие люди? И.Б.: В Беларуси огромное количество романтиков, и нам доводится с ними много работать. Мы им дарим позитив своими работами, а они заряжают нас. Причем романтики встречаются как среди мужчин, так и среди женщин, которые тоже часто дарят цветы. И женщины к этому делу всегда подходят очень изощренно. Они реже становятся нашими клиентами, но их заказы всегда запоминаются. Что вы посоветуете начинающим в цветочном деле? И.Б.: Реально оцените свои силы. Четко представляйте, что конкуренция и в этой сфере достаточно серьезная. Мы были свидетелями неприятных процессов, когда люди приходили на рынок и вскоре уходили с него. Нужно изучить рынок, чтобы представлять, куда ты идешь и с чем придется сталкиваться. И.С.: Кроме того, это тяжелая работа. Конечно, приятно работать, когда уже все налажено, когда есть постоянная клиентура, когда ты уже что-то умеешь. Но за красивым результатом стоит тяжеленный труд. И нельзя забывать про денежные средства, которые придется вложить с самого начала – без этого никак. И отдача, возможно, будет не так скоро, как в случае с розничной продажей. А можно начать с розницы и позже прийти в профессиональную флористику. Партнер программы Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Каковы условия ведения флористического бизнеса в Беларуси? Что нужно знать для того, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции? О премудростях белорусского цветочного дела в рамках программы "Время бизнеса" в эфире TUT.BY говорили Инна Станишевская, мастер-флорист и художественный руководитель Бюро флористического дизайна, и Игорь Бурмич, технический руководитель этого бюро.
|
|