Белорусы пьют свою водку, но стирают в импортных машинах. 21.by

Белорусы пьют свою водку, но стирают в импортных машинах

09.03.2010 11:11 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Одним из самых «закрытых» потребительских рынков Беларуси является рынок водки - при полном отсутствии импорта и экспорта данная отрасль сможет выжить за счет внутреннего потребителя.

Самый «открытый» товарный сегмент - стиральные машины. Их в нашей стране почти полностью производят на экспорт, при этом внутренний потребительский рынок насыщается за счет импорта.
Национальный статистический комитет Беларуси обнародовал данные по некоторым рынкам потребительских товаров за 2009 год, показав удельный вес в ресурсах потребительского рынка импорта, экспорта и собственного производства.
С точки зрения потребления самым ресурсоемким товаром из двенадцати, представленных Белстатом, оказалось пиво. На внутреннем рынке было потреблено 90% этого товара, 4,3% ушло на экспорт, а 5,6% осело в торговле в виде запасов на начало 2010 года.
Следом идут водка и ликероводочные изделия - 88,4%. И замыкают тройку лидеров табачные изделия - 85% имевшихся в распоряжении этого сектора ресурсов были потреблены в 2009 году на внутреннем рынке.
В секторе пищевых продуктов внутри страны меньше всего было съедено произведенных в Беларуси и импортированных сыра и масла животного - менее 30%. Но абсолютный лидер по несоответствию располагаемых ресурсов и уровня потребления на внутреннем рынке находится в стане промышленных товаров - это холодильники. Лишь 23% продукции было продано внутри страны.
Низкий удельный вес потребления ресурсов, по сути, свидетельствует о затоваренности внутреннего рынка в этих сегментах. Но в Беларуси это называется экспортной ориентацией, потому что для многих предприятий роль отечественного рынка невысока. Так, производство масла и сыра превосходит внутреннюю потребность рынка более чем втрое. Производство холодильников превысило уровень их потребления в течение года в 3,5 раза. Но если ударники перепроизводства пищевой индустрии сумели нарастить в прошлом году и экспорт (по маслу на 39%, по сыру - на 27%), то экспорт холодильников сократился на 13,7%. Что, впрочем, не мешает рынку холодильников оставаться рынком с высоким удельным весом импортной составляющей. Уровень импорта холодильников в 2009 году по отношению к уровню потребления составил 30%. И это притом, что импорт сократился, по сравнению с 2008 годом, более чем на 50%.
А самым емким, с точки зрения импорта, среди непродовольственных товаров является рынок стиральных машин. Отношение объема импорта к объему потребления в 2009 году на этом товарном сегменте составило 70%. Ладно, если бы мы производили недостаточное количество стиральных машин внутри страны, но ведь их производство покрыло в прошлом году потребность рынка на 119%. Однако объем экспорта составил 95% от объема произведенной продукции. Это означает, что производство отечественных стиральных машин оказывается неадекватным внутреннему спросу не столько по количественным, сколько по качественным характеристикам и ассортименту.
Из продуктов питания самым импортозависимым в Беларуси является рынок круп. Здесь доля импорта в располагаемых ресурсах в 2009 году составила 62,6%, а по отношению к уровню потребления и вовсе достигла 78%.
Высок уровень импортной составляющей на рынке пива. Импорт занимает в ресурсах рынка 27%. С учетом же высокого удельного веса потребления ресурсов на рынке пива можно говорить о том, что практически вся поступающая по импорту продукция выпивается. Стоит также отметить, что в 2009 году произошел рост импорта пива на 10% при общем падении объемов потребления почти на 5%. Интересно, что отечественные производители снизили объемы производства в той же пропорции - то есть на 5%, но зато нарастили экспорт более чем вдвое. Судя по всему, импортное пиво тут же заняло освободившуюся за счет экспорта небольшую нишу.
Самый «внутренний» - рынок водки. При весьма низком уровне импорта - не более 1% от объема потребления (хотя он и вырос на 26% по отношению к 2008 году) и невысоком удельном весе экспортных поставок - доля экспорта в объеме производства составила в 2009 году 2,9%, уровень потребления продукции на внутреннем рынке остается высоким. Падение потребления в 2009 году составило всего 1,3%. Закрытость рынка водки объясняется не столько сбалансированностью спроса и предложения, сколько жестким госрегулированием и производства, и импорта этой продукции. Именно поэтому кризис сказался и на ориентированном сугубо на внутреннего потребителя рынке. Запасы водки и ликеро-водочных изделий в торговле на конец 2009 года существенно выросли - почти на 50%, по сравнению с концом 2008 года, и составили 10% от объема потребления за весь год.
Впрочем, самым «запасливым» товарным сегментом остается сахар. Отечественная сахарная отрасль производит объемы, вдвое превышающие потребности внутреннего рынка. При практически нулевом импорте, внутренний рынок даже с учетом экспорта, который превышает половину объемов производства, никак не может проглотить переходящие из года в год запасы. И хотя запасы на конец 2009 года в торговле снизились по сравнению с предыдущим периодом, их размер составил почти 70% от объема годового потребления.
Отметим, что мировой кризис экономисты считают классическим кризисом перепроизводства, который заставил многие страны, нацеленные ранее на экспортную экспансию, задуматься о переориентации на внутренний рынок. Ставка на него предполагает не столько простое наращивания объемов производства (а именно это характерно для белорусской экономики), сколько поиск качественно новых товарных ниш. В Беларуси в 2009 кризисном году, судя по статистическим данным, переориентации на внутренний рынок не произошло.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Одним из самых «закрытых» потребительских рынков Беларуси является рынок водки - при полном отсутствии импорта и экспорта данная отрасль сможет выжить за счет внутреннего потребителя.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика