В правительстве подготовлен «план по кардинальному упрощению налоговой системы Беларуси», который предполагает отмену и снижение ставок некоторых налогов и упрощение порядка их уплаты. Впрочем, можно ли назвать планируемые меры кардинальными, вопрос спорный, считают эксперты.
Напомним, подготовкой предложений по упрощению налоговой системы занимается рабочая группа под руководством вице-премьера Андрея Кобякова. В нее входят представители различных министерств и бизнес-союзов.
Согласно плану, которым располагают «Белорусские новости», в 2010 году запланировано реализовать следующие меры по упрощению налоговой системы:
1. отмена или усовершенствование механизма уплаты налога на услуги;
2. отмена сбора на развитие территорий (в настоящее время он составляет 3% от чистой прибыли. — БН.);
3. запрет местным советам устанавливать повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога и налога на недвижимость;
Любопытно, что несколько дней назад президент подписал указ, которым как раз предоставил местным советам право увеличивать или уменьшать, но не более чем в два раза, ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщикам.
4. рассмотрение вопроса о снижении ставок налога на прибыль и НДС в 2011 году с учетом складывающейся экономической ситуации и исполнения бюджета;
Напомним, что в прошлом году правительство рассматривало вопрос о снижении налога на прибыль с 24% до 20% (как в России) в качестве компенсирующей меры при увеличении НДС до 22%. В итоге этот налог снижен все же не был, а НДС был повышен до 20%.
5. предоставление права добровольного перехода на ежеквартальные сроки уплаты НДС всем категориям плательщиков;
6. установление платежа неналогового характера за производство или импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в такую тару с одновременной отменой соответствующих платежей экологического налога;
7. дальнейшее совершенствование и упрощение порядка осуществления налогового администрирования и налогового контроля путем:
- исключения из актов законодательства требования об обязательном ведении раздельного учета в качестве условия применения налоговых льгот
- сокращения сроков хранения документов, необходимых для проведения налогового контроля
- совершенствования форм налоговых деклараций, направленное на минимизацию временных затрат по подготовке налоговой отчетности;
8. переход на ежеквартальную уплату в инновационные фонды.
Также правительственная рабочая группа по упрощению налоговой системы планирует рассмотреть в нынешнем году следующие вопросы:
- о предоставлении права индивидуальным предпринимателям (частным нотариусам) перехода на уплату подоходного налога и предоставлении налоговой декларации один раз в полугодие;
- проанализировать практику применения упрощенной налоговой системы и при необходимости разработать меры по ее «дальнейшему совершенствованию»;
- разработать концептуальные подходы к реформированию взносов на государственное социальное страхование;
- изменение меры ответственности, установленной в статье 23.17 Кодекса об административных правонарушениях;
- изменение порядка расчета пени за неуплату налогов по аналогии с порядком определения экономических санкций;
- упрощение налоговых деклараций (расчетов).
По мнению руководителя Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергея Балыкина, кардинальным упрощением налоговой системы это вряд ли станет, правительству следовало бы действовать еще более решительно. Хотя если такие меры будут реализованы, то в некоторой степени это облегчит жизнь бизнесу.
В частности, экономист полагает, что налог на услуги давно пора было отменить, поскольку он пересекается с НДС. «Налоговая база у этих налогов практически одинаковая. Например, сегодня из-за налога на услуги мы больше платим за мобильную связь», — сказал Балыкин. По его мнению, большим плюсом было бы сокращение сроков хранения документов по налоговой отчетности для небольших предприятий и предпринимателей до 3-х лет (сегодня до 10 лет). «Для хранения документов нужны помещения, а это большие издержки для бизнеса. Нарушение сроков влечет большие штрафы», — отметил Балыкин.
Если снизятся ставки налогов, то это приведет и к снижению налоговой нагрузки для предприятий, отметил Балыкин. Однако он полагает, что проблема расчета налогов для бизнеса стоит даже острее, чем уровень налоговой нагрузки. «За последние годы зарегулировали систему налогообложения так, что посчитать налоги стало сложнее, чем их заплатить. Но пока это лишь небольшие шажки, которые всего лишь приближают нас к более-менее нормальным условиям», — отметил экономист.
Напомним, по результатам ежегодного исследования «Уплата налогов 2010. Международный обзор», подготовленного Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и PricewaterhouseCoopers, Беларусь занимает последнее, 183-е место в общемировом рейтинге режима налогообложения, определяющем сложность систем исчисления и уплаты налогов.
Налоговые системы стран сравниваются по трем показателям: количеству налоговых платежей; количеству времени, затраченного на налоговое администрирование; налоговым затратам бизнеса, которые измеряются эффективной ставкой всех налогов. Эти три параметра формируют совокупный показатель.
Правительство Беларуси ставит задачу уже в 2011-2012 годах войти в первую сотню стран по простоте условий налогообложения.
«План по кардинальному упрощению налоговой системы Беларуси», который предполагает отмену и снижение ставок некоторых налогов и упрощение порядка их уплаты. Впрочем, можно ли назвать...