Что будет с ценами на иномарки в Беларуси?
21.03.2010 20:05
—
Новости Экономики
|
Цены на иномарки в Беларуси могут упасть-подняться. Шансы, что такой спад произойдет после 1 июля, как сказал «Ежедневнику» директор «Атлант-М Холпи» Александр Сколубович, «пятьдесят на пятьдесят».
Подобный прогноз, по словам Александра Сколубовича, обусловлен возможностью введения Россией очередной меры нетарифного регулирования, в результате которого ввезенные в последнее время в Беларусь иномарки попросту не смогут попасть на российский рынок. «Я бы на месте россиян так и сделал», – отметил директор «Атлант-М Холпи». Как отмечали автодилеры в ходе проведенного в Минске Либеральным клубом «круглого стола» на тему «Автомобильный рынок Беларуси в рамках Таможенного союза», оживление на белорусском рынке новых автомобилей в лучшем случае начнется через год. Это обусловлено тем, что весь отложенный спрос на личные транспортные средства был реализован в конце прошлого года и реализуется сейчас. По оценкам экспертов, только в первом полугодье 2010 года в Беларусь будет ввезено около 18 тыс. машин возрастом от 0 до 3 лет. Порядка 80% этих автомобилей предназначены для последующей перепродажи в Россию. Кроме того, на российский рынок могут ориентироваться владельцы автомобилей другого возраста и приобретенных в другое время. РФ в таком вбросе совершенно не заинтересована, а потому, на взгляд дилеров, попытается оградить свой рынок от белорусского транспорта. Впрочем, как отметил А.Сколубович, предугадать развитие ситуации сейчас весьма сложно. Ясно одно – благодаря кризису и Таможенному союзу белорусские автодилеры отмечают резкое снижение продаж. Если, к примеру, в декабре 2008 года «Атлант-М Холпи» продала 240 автомобилей «Мазда», то в марте 2009 года – 80. Предполагается, что в марте 2010 года будет продано 20 таких машин. Всего в 2010 году «Атлант-М Холпи» планирует продать около 200 автомобилей «Мазда». Вместе с тем, по мнению экспертов, шансы на то, что в Беларусь хлынут иномарки, собираемые на новых заводах в России, также весьма призрачны. Во-первых, доля их российской локализации зачастую не дотягивает до 50%, а значит, они будут растамаживаться в Беларуси по общим правилам Таможенного союза. Во-вторых, эти машины пока не покрывают даже потребности российского рынка. Что же тогда будет предлагаться белорусам? Наиболее реалистичный вариант: вместо европейского «автохлама» в Беларусь поедет российский «автохлам». Впрочем, вопросов относительно развития ситуации на белорусском авторынке пока значительно больше, чем ответов. Беларусь очень быстро «сдала» автомобильную нишу в угоду Таможенному союзу. При этом традиционные разговоры о защите государством интересов потребителей почему-то смолкли, как только речь зашла о потребителях автомобилей. Впрочем, будь такой шаг обоснованным и целесообразным, автолюбители могли бы противопоставить своему прагматизму патриотизм. Но пока что перевешивает прагматизм. Причем даже не свой, а российский. Как отметил Александр Сколубович, «те решения, которые приняты, критиковать не хотелось бы. Но вопрос: что на чаше весов с другой стороны? Пока мы только проигрываем». Очень похоже, что Таможенный союз поставит крест на прежних ценах на подержанные авто для белорусов навсегда. Во всяком случае, российское Минэкономразвития подготовило документ, согласно которому запретительные пошлины на б/у автотранспорт Россия готова сохранить на долгие годы. А вот на новые машины эти пошлины могут все же уменьшиться. По российским меркам. Как сообщил Наконец, в начале недели министерство подготовило ответ: заградительные пошлины на б/у автомобили целесообразно продлить на долгие годы (если не навсегда), а на новые нужно снизить. Но ответ этот, прежде чем он будет доложен президенту и станет обязательным к исполнению решением, еще предстоит обсудить другим ведомствам и утвердить (или отвергнуть) премьеру. Заслон в виде пошлин для подержанных легковушек дал прекрасный результат, объясняет в своем докладе замминистра экономразвития Андрей Слепнев. За время действия повышенных ставок ввоз иномарок со сроком эксплуатации до 5 лет в Россию рухнул в 30 раз (сейчас их доля на рынке – всего 2,4%), а ведь именно эти машины были основными конкурентами российских автомобилей. Импорт же новых легковушек, по данным Минэкономразвития, сократился в 3,2 раза. Теперь пошлины на новые легковые авто можно возвращать на докризисный уровень, предлагает Минэкономразвития. Для этого есть целый набор причин. Во-первых, новые иномарки российским машинам не конкуренты – слишком велика разница в цене. По данным, которые приводятся в докладе министерства, средняя стоимость новой российской машины в 2009 году составила 7398 долларов, иномарки, собранной в России, – 13 788 долларов, новой импортной машины – 21 113 долларов. Во-вторых, злоупотребление таможенно-тарифными мерами может привести к техническому застою внутри страны и снижению стимулов для модернизации. И в-третьих, сохранение заградительных мер противоречит декларации стран G20, подписанной Россией, – в ней говорится об отказе от антикризисного протекционизма ради спасения свободной торговли и избежания новой Великой депрессии. Наконец, есть еще и просьбы со стороны Беларуси и Казахстана вернуть пошлины на новые иномарки для Союза на уровень 25%. Примечательно, что в документе о просьбах Беларуси и Казахстана упомянуто в самую последнюю очередь. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Цены на иномарки в Беларуси могут упасть-подняться. Шансы, что такой спад произойдет после 1 июля, как сказал «Ежедневнику» директор «Атлант-М Холпи» Александр Сколубович, «пятьдесят на пятьдесят».
|
|