Белорусские власти продолжают делать ставку на привлечение иностранных кредитов. Потенциальным заемщикам белорусской экономики созданы дополнительные стимулы. Александр Лукашенко своим указом № 159 освободил зарубежных кредиторов правительства от налога на доходы. Эксперты полагают, что данный механизм не очень сильно поможет экономике, но при этом говорит о неблагополучной ситуации, которая складывается с корпоративными заемщиками.
«Документ предусматривает освобождение иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство, от уплаты налога на доходы, полученные ими от предоставления кредитов, займов правительству и резидентам Беларуси под государственные гарантии Республики Беларусь», — говорится в комментарии пресс-службы президента.
Чтобы обеспечить высокие темпы роста экономики, изначально планировались и большие объемы внешних заимствований, говорит экономист исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ) Дмитрий Крук. В то же время, отметил он, в нынешнем году власти заявили, что не планируют осуществлять внешние заимствования на государственном уровне, а сделают упор на корпоративные кредиты и займы (то есть на уровне предприятий и банков). «Однако из-за нефтяного шока, а также из-за того, что внешние рынки не так быстро восстанавливаются, принятие указа не очень сильно, но сигнализирует о том, что государственные заимствования по-прежнему будут активно использоваться», — отметил экономист.
Предоставление государственных гарантий на иностранные кредиты, которые привлекают предприятия, обычно используется странами, у которых дела очень плохи, отмечает финансовый аналитик Сергей Чалый. По его словам, подобный способ активно практиковало правительство Беларуси в 90-х годах, когда многие отечественные предприятия были неплатежеспособны. Однако впоследствии от этого стало постепенно уходить. Решение к нему снова вернуться эксперт связывает с неблагополучной ситуацией, которая складывается с корпоративными заемщиками.
«Если у предприятий возникла необходимость воспользоваться гарантиями правительства при получении внешних кредитов за рубежом, это говорит о том, что другим способом они средства получить не могут», — констатировал эксперт.
Сегодня кредиты и займы, которые берут предприятия и банки под гарантии правительства, составляют небольшую часть белорусских заимствований — в пределах одного процента. На начало 2010 года они составили 112,6 млн. долларов, сократившись за 2009 год на 13,5%. В свою очередь, в структуре госдолга кредиты, привлеченные правительством Беларуси, выросли за прошлый год в 2,2 раза до 7,8 млрд. долларов.
По данным Белстата, валовой внешний долг страны из-за роста кредитов субъектов хозяйствования увеличился за 2009 год на 6,8 млрд. долларов, или 45,4%. На 1 января 2010 года он составил 22,2 млрд. долларов, что составляет 45,4% ВВП. В расчете на душу населения валовой внешний долг вырос до 2,3 тыс. долларов против 1,6 тыс. на начало 2009 года.
Говоря о том, приведет ли утвержденный механизм к серьезным вливаниям в экономику, Д.Крук предположил, что у правительства, возможно, были договоренности с потенциальными кредиторами о финансировании каких-либо проектов с конкретными предприятиями. «Возможно, этот указ принят под предварительные договоренности. В таком случае эта схема заработает. Если же указ принят «с нуля», то на скорый эффект вряд ли следует рассчитывать, поскольку на это потребуется определенное время», — считает аналитик.
В свою очередь, Сергей Чалый не исключает, что предоставление льгот по налогу на доходы может быть связано с намерением правительства Беларуси в 2010 году разместить за рубежом евробонды с целью привлечения в страну иностранных займов. Напомним, в качестве совместных организаторов по размещению еврооблигаций определены четыре крупных зарубежных банка. Экономист предположил, что льготы будут предоставлены не самим организаторам займа, а тем, кто будет выкупать белорусские еврооблигации. Предполагается, что их объем может составить до 500 млн. евро.
Однако Дмитрий Крук сомневается, что предоставление льгот связанно с евробондами. По его мнению, скорее всего, это взаимодополняющие действия властей.
Из сообщения пресс-службы президента также следует, что указ принят «в целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций». К инвестициям относятся и кредиты.
Критикуя в начале марте работу правительства по привлечению иностранных инвестиций в белорусскую экономику, Александр Лукашенко отметил, что Совмин предпочитает оперировать в отчетах валовыми показателями, тогда как реальная картина куда хуже. Так, в 2009 году объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику на чистой основе, составил всего 420 млн. долларов, что на 38% меньше предыдущего года. Например, в ноябре в ходе инвестиционного форума в Минске представители правительства приводили иные цифры: по их данным, за 9 месяцев 2009 года было привлечено 6,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 29% больше аналогичного уровня прошлого года.
В 2010 году иностранные инвестиции, по планам правительства, должны составить 5,64 млрд. долларов, из них в основной капитал — 2,77 млрд. долларов.
Однако, несмотря на низкие реальные показатели по инвестициям, Лукашенко на встрече с американским бизнесом 29 марта заявил, что инвестиционный климат в Беларуси «ничуть не хуже, чем у государств-соседей». По словам президента, он готов подписать по каждому проекту, с которым придут в Беларусь американские бизнесмены, специальный указ, предоставляющий для них определенные преференции. Впрочем, наличие неких индивидуальных льгот для инвесторов как раз является признаком того, что в стране отсутствуют четкие и прозрачные правила игры для всех. А преференции и отменить можно.
Предоставление государственных гарантий на иностранные кредиты, которые привлекают предприятия, обычно используется странами, у которых дела очень плохи...