Увеличение экспорта воды принесет Беларуси солидные дивиденды, убежден президент Беларуси Александр Лукашенко. Об этом он заявил 20 апреля во время ежегодного послания белорусскому народу и Национальному собранию.
«По этому сырью имеется внушительный нереализованный экспортный потенциал. В прошлом году продали минеральных вод аж на 3 миллиона долларов. Очевидно, что географию и количество поставок надо существенно расширять. С учетом устойчивой мировой конъюнктуры это принесет нашей стране солидные дивиденды», — заявил глава государства.
Он отметил, что «сегодня в мире питьевой воды не хватает катастрофически». «И цена питьевой воды порой выше, чем нефти. Деньги у нас под ногами. Об этом я уже не раз говорил», — подчеркнул он.
Возможности хорошо зарабатывать на воде действительно есть. На зарубежных рынках, кстати, уже наметилась тенденция увеличения спроса на питьевую и минеральную воду белорусского производства. По данным Белстата, в январе-феврале этого года отечественные производители от экспорта данной продукции заработали валюты на 26,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Общий объем экспорта составил 2 млн. 343,2 тыс. литров на сумму 442,9 тысячи долларов.
Однако при наличии значительного избытка водных ресурсов (Беларусь использует только 3-3,5% естественных водных ресурсов) эти объемы экспорта выглядят каплей в море. Несмотря на принимаемые шаги по развитию экспорта бутилированной воды, как то разработка соответствующей программы и привлечение инвесторов к созданию новых производств по выпуску питьевой бутилированной воды высокого качества, насыщенность зарубежных рынков белорусской продукцией по-прежнему минимальна.
Например, в прошлом году общий объем производства питьевой и минеральной воды составил более 250 млн. литров. При этом на внешние рынки было экспортировано лишь около 7% от общего объема производства — 18 млн. литров на сумму 3 млн. 182,5 тысячи долларов.
В этом году ситуация стала выправляться. Если в 2009 экспорт в объемном выражении упал на 11,7%, то по итогам января-февраля текущего года уровень падения к аналогичному периоду прошлого года составил всего 0,5%.
Хотя основные экспортеры пока предпочитают не форсировать события. Как заявили «Белорусским новостям» на Минском заводе безалкогольных напитков, в первом квартале этого года предприятие лишь незначительно нарастило экспорт минеральной воды. В СООО «Дарида» отказались говорить о качественных характеристиках экспорта, но при этом отметили, что в общем объеме производства экспорт занимает только 15%.
По словам экспертов, невысокие объемы экспортных поставок можно объяснить определенными сложностями с продвижением продукции на внешних рынках и привлечением покупателя. Отечественным брендам не так просто попасть на полки иностранных магазинов, а оказавшись там — конкурировать с другими брендами.
Кроме того, некоторые производители считают рискованным выход на зарубежный рынок. Вода достаточно дешевый товар, вместе с тем затраты на предэкспортную подготовку, организацию эффективной дистрибуции, транспортировку большие.
Тем не менее, если по итогам 2009 года в денежном выражении экспорт упал на 17,6% к 2008 году, то его рост за первые два месяца 2010 года на 26% может свидетельствовать не только об интересе белорусских игроков к внешним рынкам, но и об их способности привлекать внимание к своей продукции.
Пока основными внешними рынками сбыта питьевой и минеральной воды белорусского производства являются соседи — Литва, Россия, Латвия. В меньших объемах вода экспортируется в Эстонию, Азербайджан, Канаду.
Чтобы как-то повлиять на ситуацию не только с экспортом, но и с производством минеральной и питьевой воды, Беларусь стремится привлечь в этот бизнес иностранных инвесторов. По информации пресс-службы Минприроды, еще в феврале этого года министерство заключило инвестиционные договоры с предприятиями, готовыми финансировать проекты по созданию в Минском районе производств по добыче и розливу питьевых вод высокого качества. Общий объем предполагаемых инвестиций — около 26 млн. евро.
По информации БЕЛТА, геологи определили, что более 80 участков в Беларуси пригодны для строительства заводов по добыче и бутилированию пресных подземных вод. В прошлом году департамент по геологии подготовил и разослал потенциальным инвесторам специальный справочник, в котором представлена вся информация о порядке организации в Беларуси совместных предприятий по бутилированию питьевых вод, о стимулировании производства и реализации товаров, об особенностях поставки питьевых вод на экспорт.
Как отмечают в департаменте по геологии Минприроды, несмотря на кризис, многие компании заинтересованы в сотрудничестве с нашей страной. В их числе инвесторы из России и Германии, уверенные в оценках специалистов, утверждающих, что качество белорусской питьевой воды соответствует всем международным стандартам, и эта продукция может составить достойную конкуренцию бутилированной питьевой воде зарубежных производителей.