Старушка не Европа. 21.by

Старушка не Европа

05.05.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Страна наша стареет. Как, впрочем, и все государства белой расы. Все эти страны принимают меры по стимулированию рождаемости, но решающих успехов не добился никто. Но для нашей республики, в нашей конкретной экономической ситуации, этот процесс может иметь катастрофические последствия.


Это не так страшно в России, где только каждый четвертый занят в экономической деятельности (предприниматель, наемный работник, на производстве, транспорте, в торговле, финансах), а остальные сидят на бюджете, т.е. на нефти и газе. Это допустимо в Европе, где промышленность дает в ВВП лишь 17%, агропром дотационен, а доходы бюджета формируют финансы (накопленный в прошлом капитал), экспорт услуг и высокотехнологичной (с высокой добавленной стоимостью) продукции. А мы за счет чего можем выжить?

В СССР пенсионные и другие социальные выплаты производились за счет текущего бюджета. При обретении независимости Беларусь была вынуждена продолжать эту практику. Никаких запасов не было, и за время независимости создать их так и не удалось. Да и сами по себе ставки пенсионных отчислений у нас малы и не могут обеспечить выплат достойных пенсий более чем 3-4 года. А надо лет на 15. Но повышать налоговую нагрузку возможности нет. И о каких накоплениях пенсий может идти речь, если систематические девальвации раз за разом уничтожали накопления граждан, не то что рублевые накопления пенсионного фонда. Разницу наш бюджет должен был покрывать из других источников, которых в кризис стало очень не хватать.

Как и в СССР, сегодня у нас пенсии выплачиваются за счет отчислений из зарплат работающих и других доходов бюджета. Но во-первых, работающих становится все меньше (кроме падения рождаемости, растет и эмиграция молодых), а пенсионеров все больше; во-вторых, с сокращением поступлений от спекуляций нефтью возможности правительства финансировать пенсии и другие социальные расходы тают на глазах. Но пенсии играют слишком важную социальную роль, чтобы оставлять их на волю изменчивой конъюнктуры поступлений в бюджет. Нужно искать решение.

Кризис подвел черту под авантюрными идеями наших либералов сформировать пенсионные фонды из акций наших предприятий. У нас дело ограничилось разговорами, Россия часть средств, размещенных в акциях, потеряла. Пока наши предприятия слишком нестабильны, чтобы их акции могли служить средством сбережения.

На Западе пенсионные фонды - продукт многолетних накоплений, независимый от госбюджетов, хоть и подконтрольный правительствам. Являясь крупными инвесторами, они в состоянии доходами от инвестиций нарастить накопления граждан до уровня, обеспечивающего очень даже приемлемый размер пенсий при нарастающей продолжительности предстоящей жизни. Недаром осенью 2008г. все западные правительства кинулись спасать свои крупные компании: в их капитале существенную часть составляли акции, принадлежащие пенсионным и муниципальным фондам. Банкротства таких акционеров не может допустить ни одно правительство!

Но помощь государства - явление разовое. А кризис - не последний. И нет у нас относительно стабильных компаний-монстров, способных почти гарантированно выдерживать кризисы. Министру финансов России удалось спасти госрезервы, хранившиеся в долларовых активах. Но сегодня и это уже опасно: уж слишком активно США эти доллары печатает. А потребность найти вариант накопления и сбережения средств хотя бы пенсионного фонда - острая. И в мировой практике почти нет подсказок.

Разве что опыт Малайзии. Там при приватизации часть акций превращали в привилегированные (неголосующие, но с гарантированной доходностью) и передавали фондам развития малых народов. В целом опыт оказался удачным. Да и неиспользуемой коммерческой недвижимости на госпредприятиях у нас много. Можно было бы часть передать пенсионному фонду, пусть ищет возможность сдать в аренду - все меньше нагрузка на бюджет.

Но без решения главной проблемы нашей экономики - обеспечения прибыльного функционирования госкапитала - не может решаться и проблема обеспечения стабильного функционирования пенсионного фонда. Выплаты пенсий из текущих поступлений бюджета - еще надолго, а эти поступления еще надо суметь обеспечить. Формирование стабильного и самодостаточного пенсионного фонда может занять и несколько десятилетий.

Надолго и демографический разрыв, когда количество пенсионеров прирастает быстрее, чем количество работающих. Запад проблему такого разрыва закрыл массовым ввозом иммигрантов. Только с территории СССР, преимущественно в страны Запада, за последние 30 лет выехало более 45 млн. человек. И Запад будет эту политику продолжать. И, учитывая проблемы с ассимиляцией иммигрантов из Азии и Африки, постарается максимально поднять в иммиграции долю выходцев из стран Восточной Европы. А для нас это дополнительные проблемы. Модернизация и структурные реформы в промышленности неизбежно вызовут временный всплеск безработицы. Пусть - структурной, пусть - в территориальном разрезе, когда безработица в одном месте будет сосуществовать с дефицитом рабочей силы другой квалификации в соседнем городе. При общем дефиците финансов. Переедет в этих условиях молодежь в соседний город или уедет? И кто будет обеспечивать выплаты пенсий?
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Страна наша стареет. Как, впрочем, и все государства белой расы. Все эти страны принимают меры по стимулированию рождаемости, но решающих успехов не добился никто.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика