Директивой по ПИИ. 21.by

Директивой по ПИИ

02.06.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Есть философская теория о том, что все в этом мире взаимосвязано. Да таким странным образом, что, например, взмах крыла бабочки на одном конце света может вызвать вполне осязаемые события на другом.


Неизвестно, какая бабочка суетится над цветком, и это ли заставляет белорусское руководство медленно, со скрипом применять рыночные подходы в экономике. Скорее всего, на корректировку экономического курса влияют и другие причины, которые руководство озвучивает общими фразами: возникло новое качество развития страны в изменившихся макроэкономических условиях, стоят более высокие стратегические задачи и т.д. Но почему у десятков постсоветских стран новое качество и задачи возникли еще 20 лет назад, а у нас - только сейчас?

В ежегодном послании народу и парламенту Александр Лукашенко пообещал принять директиву N4 по дальнейшей либерализации экономики. Документ во многом будет определять характер программы социально-экономического развития страны на предстоящее пятилетие. Именно поэтому, наверное, вокруг директивы сейчас идет нешуточная борьба. Цена проигрыша в такой борьбе, возможно, - собственные должности. Президент прямо дал понять: «Еще раз хочу предупредить, что новую программу, если этот год покажет, что нынешний кадровый состав не в состоянии реализовать задачи на этот год, будут реализовывать другие люди. …Можете - делайте, не можете - уходите, не ждите, пока вас попросят».

Свою позицию недавно подчеркнул председатель правления Нацбанка Петр Прокопович в письме премьер-министру Сергею Сидорскому. Банкир считает, что «общая оценка действующих условий для прямых иностранных инвестиций показывает наличие широкого спектра проблем практически на всех этапах организации и функционирования предприятий с участием иностранного капитала». Сравнительная их динамика свидетельствует, что Беларусь в течение 2001-08гг. из 22 постсоциалистических стран по притоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ) занимала 4-е место снизу, опережая только Таджикистан, Киргизию и Молдову. Почти на 10% данный показатель уменьшился в I квартале 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г.

Прокопович считает, что в первую очередь внимание необходимо сосредоточить на двух основных проблемах - высокой бюрократизации и недостаточности минимальной инфраструктуры. При этом к наиболее острым бюрократическим проблемам он относит необходимость и длительность получения по-прежнему значительного числа разрешений на всех стадиях создания и функционирования предприятий, сохранение активного административного вмешательства в деятельность частных совместных и иностранных предприятий, жесткость и несоразмерность системы санкций, длительность и сложность приобретения и аренды недвижимости, затратные для инвестора таможенные процедуры, а также трудоемкий и усложненный бухучет. Необходимость развития первоочередной инфраструктуры для ПИИ Прокопович мотивирует слабостью рынка проектных и строительных работ, ограниченной деятельностью частных страховых организаций, ограниченным кругом инвестиционных и финансовых консультантов, незавершенностью системы международного правового обеспечения инвестиций.

Таким образом, говоря об иностранных инвестициях, глава Нацбанка фактически соглашается с самыми смелыми предложениями по либерализации экономики в целом. Многие из них содержатся в программах белорусских правоцентристских партий и были в свое время заклеймены как неприемлемые. Фактически главный банкир страны встал в ряд независимых экономистов, членов Консультативного совета при президенте, которых в свое время последний жестко раскритиковал.

Прокопович предлагает посредством директивы четко показать внешнему миру, потенциальным зарубежным инвесторам стабильные намерения Беларуси в реализации международных принципов инвестиционной политики. И настаивает на необходимости в течение 2-3 месяцев «принять действенные меры по демонополизации внутреннего рынка», отменить для госпредприятий требования производить страхование рисков только в государственных страховых компаниях и т.д.

Впрочем, глава Нацбанка должен отдавать себе отчет, что комплексная политическая направленность работ неотделима от общего политического курса и улучшения отношений с Западом. А здесь в последнее время наметились проблемы.

Кухня принятия серьезных государственных решений своеобразна и, как правило, скрыта от посторонних глаз. При этом переписка между органами госуправления - нормальная практика. Если же допускается утечка информации, то это говорит об определенной конфликтности ситуации, возможно, о желании одной из сторон обеспечить себе общественную поддержку.

В одном из последних номеров «Советской Белоруссии» помощник президента Сергей Ткачев отметил: «…Сегодня мы столь заинтересованно говорим о нашей белорусской модели социально-экономического развития. Как должна развиваться эта модель и во что трансформируется? Как нам в процессе совершенствования экономики удержаться в ее координатах?» К сожалению, ее координаты тесны для международных принципов инвестиционной политики, которые настойчиво предлагает внедрять глава Нацбанка. Можно поставить цель, координировать и контролировать всех белорусских бабочек. Но какой в этом толк?
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Есть философская теория о том, что все в этом мире взаимосвязано. Да таким странным образом, что, например, взмах крыла бабочки на одном конце света может вызвать...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика