В первой половине июня высокопоставленная белорусская делегация находилась в экономическом турне по странам Латинской Америки. В течение недели делегация из Беларуси обсуждала возможности расширения торговых отношений с руководителями и министрами четырех латиноамериканских стран.
Это — Венесуэла, Боливия, Эквадор и Куба. Ни одна из этих стран не входит в настоящее время в число основных торговых партнеров Беларуси.
Из перечисленных стран лишь товарооборот Беларуси с Венесуэлой имеет более-менее приличный уровень. По итогам 2009 года он превысил 230 млн. долларов. При этом почти 100% товарооборота с Венесуэлой сформировалось за счет экспорта белорусской продукции в эту страну. В 2010 году ситуация коренным образом должна измениться — Беларусь приступила к импорту венесуэльской нефти.
Торговые отношения Беларуси с Эквадором имели куда более скромный характер, чем с Венесуэлой. В 2009 году товарооборот с этой страной составил 34,1 млн. долларов. Практически весь белорусский экспорт в Эквадор был сформирован в 2009 году за счет поставок азотных удобрений. Импорт был представлен в основном продукцией продовольственного назначения.
Товарооборот Беларуси с Кубой в 2009 году составил 16 млн. долларов. Белорусский экспорт в эту страну в денежном выражении составил 15,16 млн. долларов, импорт — 0,86 млн. долларов. На родину Фиделя Кастро Беларусь в 2009 году в основном поставляла шины, трактора, двигатели внутреннего сгорания. Структура импорта из Кубы ввиду незначительного объема в белорусской статотчетности не указана.
Товарооборот между Беларусью и Боливией настолько незначителен, что его даже не упоминает Национальный статистический комитет в своих годовых данных. Тем не менее, как удалось выяснить «Белорусским новостям», в 2009 году Беларусь наторговала с Боливией аж на 295 тысяч долларов.
Несмотря на незначительный товарооборот, вышеперечисленные страны посетила в первой половине июня делегация высокого уровня из Беларуси. Делегацию возглавлял помощник президента по особым поручениям Виктор Шейман. По итогам визита в латиноамериканские страны он сообщил, что с каждой из вышеперечисленных стран определен план по расширению сотрудничества.
Однако возникает закономерный вопрос: почему Беларусь решила расширять сотрудничество со странами, товарооборот с которыми исчисляется в миллионах, а иногда и в тысячах долларов? Не логичнее ли было направить усилия на развитие торговых отношений со странами, торговые сотрудничество с которыми измеряется в миллиардах долларов?
По итогам 2009 года ключевыми торговыми партнерами Беларуси стали 12 государств, совокупный товарооборот с которыми составил 41,9 млрд. долларов. Семь из 12 стран, входящих в число основных торговых партнеров Беларуси, являются членами Евросоюза. Как показывает структура товарооборота с европейскими странами, товарооборот Беларуси имеет с ними достаточно однобокий характер. К примеру, белорусский экспорт в Нидерланды на 98,6% состоит из нефтепродуктов. Бензин и другие продукты переработки нефти доминируют также в торговых отношениях Беларуси с Латвией, Польшей, Германией.
Почему же Беларусь не старается расширять структуру товарооборота с европейскими странами, усиливать присутствие на рынках ЕС, а ищет торговых партнеров за океаном?
«По мнению официального Минска, европейский рынок поделен, и встраиваться в него достаточно сложно. В то время как страны Латинской Америки достаточно бедные, белорусская продукция там гораздо более конкурентоспособная. К тому же в этих странах правят политические режимы, близкие по духу белорусским властям», — объясняет старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов планы Беларуси расширять сотрудничество с Латинской Америкой.
Выход на латиноамериканский рынок эксперт также связывает с тем обстоятельством, что экономические отношения Беларуси с Россией (основным торговым партнером) в последнее время заметно ухудшились.
«До последнего времени белорусский экспорт был ориентирован на Россию. Однако в последние годы российский рынок стал для белорусских производителей постепенно закрываться. Назрела необходимость искать новые рынки сбыта, и поэтому актуализовался латиноамериканский вектор», — отмечает Денис Мельянцов.
По мнению собеседника «Белорусских новостей», латиноамериканские страны интересны белорусской стороне в том числе как потребители продукции военного назначения.
«Латиноамериканский регион может быть интерес белорусской стороне с точки зрения поставок вооружений. Некоторые страны Латинской Америки, в частности, Колумбия, продолжают оставаться воющими государствами. Поэтому интерес для Беларуси, которая торгует вооружениями, здесь очевиден», — констатирует эксперт.
Полноценный выход Беларуси на европейский рынок возможен лишь в том случае, если в стране произойдут внутренние изменения, убежден Денис Мельянцов.
«Для полноценного выхода на рынки ЕС Беларуси необходимо измениться, провести структурные реформы. Они позволят Беларуси стать членом Всемирной торговой организации. Без присоединения к зоне свободной торговли полноценный выход Беларуси на европейский рынок невозможен. Белорусские предприятия, которые получают субсидии из бюджета, никто на европейский рынок не пустит», — резюмировал эксперт.
В первой половине июня высокопоставленная белорусская делегация находилась в экономическом турне по странам Латинской Америки. В течение недели делегация из ...