Почему растут цены на бензин и когда перестанут?
16.06.2010
—
Новости Экономики
|
Не исключено, что в скором времени белорусские автолюбители будут в большинстве своем садиться за руль только в экстренных случаях.В условиях, когда еще одна деноминация невозможна, а бюджет нуждается во вливаниях, повышение цен на бензин является для властей своеобразным выходом в сложной экономической ситуации. Будут ли нефтепродукты дорожать и дальше, разбирается «Завтра твоей страны».
Белорусов возмущает стоимость бензина За неполные пять месяцев, прошедших с начала года, цены на горючее в Беларуси поднимались три раза и выросли уже на 15%, а с ноября 2009 года — и вовсе на 25%. С середины 2004 года бензин подорожал в два, а дизельное топливо — в два с половиной раза. Между тем благосостояние граждан растет гораздо медленнее. В начале июня автолюбители провели акцию «Стоп-бензин» против повышения стоимости автомобильного топлива. — Если ситуация с ценами на бензин не изменится, мы будем продолжать подобные действия в рамках белорусского законодательства, — говорит один из активистов кампании Константин Михайлов. — Организаторы акции будут распространять протестную символику (наклейки) и ждать ответа на свое обращение в Администрацию президента. В обращении, к слову, говорится, что «в своих действиях концерн «Белнефтехим» руководствуется не рыночной обстановкой, а исключительно понятием собственной выгоды». Авторы попросили главу государства разъяснить механизм и суть процесса формирования отпускных цен на нефтепродукты, реализуемые на заправках страны. Организаторы кампании надеялись увидеть представителя концерна "Белнефтехим" 15 июня на круглом столе, посвященном «нефтянке». Однако на свое приглашение получили ответ, суть которого в том, что решение об изменении цен принимается в рамках законодательства Республики Беларусь. Вопросы роста цен на бензин, а также проблемы нефтеперерабатывающей отрасли вкупе с экономикой в целом пришлось обсуждать без официальных лиц. Автолюбителей платят за нефтепереработчиков? Константин Михайлов подчеркивает, что за счет обычных граждан финансируют нефтеперерабатывающую отрасль экономики, в которую и без того вложили немало бюджетных средств. — Предложения акционеров по их продаже несопоставимы с тем, за какую цену их хочет продать Беларусь. В итоге идет политическая, экономическая война. А страдают обычные люди, -- считает Михайлов. Экономист Сергей Чалый при этом подчеркивает, что импорт российской нефти в Беларусь сократился в январе-апреле на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а цена выросла на 57%. Вполне сопоставимые цифры. Один из инициаторов акции «Стоп бензин» Артем Шарков, в свою очередь, замечает: судя по тому, как власти отреагировали на возмущение общественности, они считают: все нормально, пока белорусы садятся за руль. Между тем во время акции многие автолюбители жаловались, что цены на бензин становятся неподъемными. -- Государство ведет политику, не взирая на интересы своих граждан, -- резюмирует Артем Шарков. Объяснения причин роста цен выглядят абсурдно Всякий раз, когда цены растут, этому находится новое объяснение. — Например, сначала ссылались на то, что с февраля по апрель на 29% выросли мировые цены на нефть. При этом не берется в расчет, что с января по март они упали, а стоимость нефтепродуктов суммарно выросла примерно на 15-20%. Потом нам стали объяснять, что цены на импортируемые нефтепродукты увеличились в связи с тем, что на них существует пошлина. Между тем это незначительная часть стоимости, -- подчеркивает Сергей Чалый. А лидер Ассоциации малого и среднего предпринимательства, юрист Сергей Балыкин отмечает, что разговоры о мировых ценах сродни разговорам о мировом заговоре. — Цены могут быть рыночными и нерыночными, как в Беларуси. Поставки нефти идут в рамках межправительственных соглашений. Цены регламентируются государством. Оно же либо прямыми административными запретами, либо косвенными мерами не допускает на белорусский рынок нефтепродукты независимых игроков, -- говорит Сергей Балыкин. – В условиях конкуренции цены были бы ниже. На мой взгляд, это один и примеров того, что государственное вмешательство ведет только к тому, что мы платим больше. Сергей Чалый подчеркивает, что остается важным вопрос, кто является инициатором повышения цен. С одной стороны, можно говорить о переработчиках, но есть еще лобби розничной торговли, значение которого не стоит умалять. — Не могу сказать, какую часть цены составляет прибыль заправок, но уверен, что она выше, чем, например в США, где она не более 0,2 %. Заправки там зарабатывают на инфраструктуре, -- говорит экономист. -- В Беларуси традиционно доля добавленной стоимости в рознице гораздо выше, чем во всем остальном мире. Это связано с тем, что на нашем рынке вполне вероятен заговор вокруг цен. Повышение цен на бензин как отражение белорусской модели экономики В экономике Беларуси все очень тесно взаимосвязано. -- Нефтеперерабатывающая отрасль завязана с экономикой в целом, — говорит Сергей Чалый. — Ее структура такова, что существует массовое перекрестное субсидирование одних отраслей и рынков другими. Например, у нас распространена практика субсидирования экспортных цен внутренними. Получается, что решать вопрос только в рамках «Белнефтехима» или торговцев бензином невозможно. В течение долгого времени нефтепереработка была дойной коровой бюджета, сейчас она оказалась в худшем положении. Теперь уже ее приходится поддерживать за счет других отраслей. — К сожалению, цены в Беларуси не отражают спрос и предложение, — подчеркивает Сергей Чалый. -- Через увеличение рублевых цен в стране происходит попытка увеличить долларовую выручку. Это в макроэкономическом смысле означает, что курс рубля не такой высокий, как он есть, экономически не оправдан. К сожалению, проблемы экономики Беларуси решаются посредством латания дыр. Это связано с тем, что в стране не проведены необходимые реформы. Что будет с ценами на бензин дальше? Константин Михайлов опасается, что на протесты общественности никто не обратит внимания, и цены на бензин вырастут так, что станут просто неподъемными для народа. Сергей Чалый убежден, что власти акцию заметили и оргвыводы сделали. — Когда в прошлом году отпустили цены, ожидали, что они значительно увеличатся. Этого не произошло, потому что они были уже на грани покупательской способности. В ситуации, когда нужно добирать доходную часть бюджета, точечно поднимают цены, например, на сахар, мясо. Растут коммунальные платежи для владельцев особняков. Это игра, когда повышают цены и смотрят на реакцию, -- считает эксперт «Завтра твоей страны». В случае с ценами на бензин, по мнению Сергея Чалого, всем стало очевидно, что порог терпения превышен. «Это означает, что пока цены на бензин повышать не будут», -- прогнозирует экономист. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Не исключено, что в скором времени белорусские автолюбители будут в большинстве своем садиться за руль только в экстренных случаях.
|
|