Креститься надо, если «кажется». 21.by

Креститься надо, если «кажется»

23.06.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Европарламент - высший законодательный орган ЕС - на пленарной сессии в Страсбурге принял резолюцию, в которой заключение Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси расценено как возможная «дополнительная преграда для Москвы к вступлению во Всемирную торговую организацию».

Впрочем, Таможенный союз (ТС) может стать преградой на пути во Всемирную торговую организацию (ВТО) не только для Москвы, но и для Астаны и Минска, хотя в резолюции названа только столица России. Во всяком случае, по сообщению Reuters, глава внешнеполитического аппарата Евросоюза Кэтрин Эштон на заседании Европарламента сделала заявление, касающееся всех трех стран - участниц ТС: «У нас нет никаких вопросов к таможенным союзам как таковым, однако беспокойство появляется, когда такие союзы не способствуют, а только мешают международной торговле. Кажется, что этот союз (между Россией, Беларусью и Казахстаном) является как раз таким случаем».

Серьезное заявление, хотя и небрежное. Ведь озабоченности такого рода надо подкреплять тщательно выверенными фактами. Вместо этого Эштон утверждает, что ей «кажется», не приводя при этом ни одного факта, подкрепляющего ее опасения. Причем только ничем не подкрепленных (публично) подозрений оказывается достаточно, чтобы появилась резолюция, где в тексте фигурирует только одна Москва, у которой могут возникнуть дополнительные барьеры на пути в ВТО.

Между тем на Петербургском экономическом форуме прозвучала информация о том, что оплата ввозных российских таможенных пошлин обходится европейским поставщикам в 600 млн. евро ежегодно. ЕС озабочен тем, что вместе с созданием ТС и введением единого таможенного тарифа эти издержки возрастут. Но куда большие опасения в странах Евросоюза вызывают любые ограничения, мешающие диверсификации поставок энергоносителей и сырья в Европу. И тревога европейцев не беспочвенна, поскольку уже на первом этапе формирования ТС Москве удалось добиться резкого сокращения поставок нефтепродуктов первичной переработки из Беларуси в страны Евросоюза (прежде всего в Нидерланды и Великобританию).

СПРАВКА «БелГазеты». В 2009г. белорусский экспорт нефтепродуктов составил 15,5 млн. т на сумму чуть более $7 млрд. Основная масса нефтепродуктов экспортирована в Нидерланды - 8,5 млн. т на $3,6 млрд. Поставки в Латвию составили 2 млн. т ($938,9 млн.), на Украину - 1,9 млн. т ($976,3 млн.) и, наконец, в Великобританию - 1,7 млн. т ($767,5 млн.). Кроме этого, за тот год Беларусь экспортировала 1,716 млн. т сырой нефти (примерно в объеме, равном добыче) на сумму $738 млн. Основными импортерами белорусской нефти стали: Германия - 1,24 млн. т на сумму $562,3 млн., Польша - 454,3 тыс. т ($168,4 млн.) и Литва - 23,3 тыс. т ($7,4 млн.).

В 2010г. ситуация по поставкам российской нефти в республику принципиально изменилась. Беспошлинно Беларусь может получить 6,3 млн. т - ровно столько, сколько нужно стране для внутреннего потребления, и экспорт нефтепродуктов резко сократился (почти на 40%). Что и вызвало неподдельное разочарование среди главных импортеров белорусских нефтепродуктов. Например, в Великобритании. «Великобритания остается одним из основных импортеров белорусских товаров, но значительную часть товарооборота составляют энергоносители. Будущее этого сектора сейчас выглядит несколько неопределенно. Необходимо вместе задуматься о том, как разнообразить основу нашей взаимной торговли», - заявила недавно посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Беларуси Розмари Томас.

Надо полагать, что очень схожие чувства испытывают сегодня и другие крупные покупатели белорусских нефтепродуктов, которым будет трудно найти столь конкурентную альтернативу. Деньги, как известно, не пахнут, даже если их источником выступает не очень демократичная (по западным меркам) Беларусь. Это правило справедливо и для авторынка республики, где интересы европейских производителей также пострадали после повышения импортных пошлин в связи с формированием Таможенного союза. Мало того, теперь на всем объединенном таможенном пространстве будут доминировать российские производители иномарок. Вряд ли такая перспектива обрадует ЕС.

Сегодня в России возобладал более трезвый взгляд на вступление в ВТО. Москва уже не лезет туда сломя голову. Стремиться попасть туда любой ценой странам, экспортирующим в Европу преимущественно сырье и минеральные продукты, определенно не стоит. В этой связи угроза, прозвучавшая со стороны ЕС, несерьезна, поскольку Европа и Россия в равной мере заинтересованы в том, чтобы огромный рынок Таможенного пространства был более открытым в условиях восстановления экономики от мирового кризиса.

Если бы это было не так, то ЕС не старался бы расширять свой рынок сбыта за счет стран Центральной и Восточной Европы без оглядки на слабость их экономик. Поэтому Таможенный союз следует развивать хотя бы для того, чтобы вести переговоры с Европой на равных. В одиночку ни Беларуси, ни Казахстану, ни даже России никаких уступок от ЕС добиться не удастся.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Европарламент - высший законодательный орган ЕС - на пленарной сессии в Страсбурге принял резолюцию, в которой заключение Таможенного союза России, Казахстана и...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика