Ничего кроме бизнеса
24.06.2010 08:18
—
Новости Экономики
| Независимая газета
Источник материала: Независимая газета В понедельник премьер-министры РФ Владимир Путин и Украины Николай Азаров проведут переговоры в Москве. Судя по официальной информации, будет обсуждаться вопрос перенаправления экспортных объемов российского газа с белорусского на украинский маршрут транспортировки. Эксперты в Киеве считают, что такое решение сулит Украине финансовую выгоду, однако означает ослабление политических позиций украинской власти в переговорах с Москвой, Минском и Брюсселем. О том, что украинская газотранспортная система (ГТС) готова принять дополнительные объемы транзитного газа, заявил на днях министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Экс-сотрудник «Нафтогаза» Валентин Землянский уточнил «НГ», что техническая возможность изменения маршрута существует и не требует никакой дополнительной подготовки: «Нужна только синхронизация работы диспетчерских центров – это не проблема». По словам эксперта, на Украину приходится до 80% российского экспорта газа, на Белоруссию – до 20%. При этом пропускная способность украинской ГТС значительно выше, нежели реально используемая мощность: «Мы можем транспортировать 142 млрд. куб. м в год, но даже до кризиса транзитный объем составлял не более 120 млрд. куб. м, а в прошлом году показатель снизился до 96 млрд. куб. м газа. То есть принять дополнительно белорусские около 30 млрд. куб. м в год не составляет труда».
Эксперт видит проблему в другом: «Украина проиграла в первую очередь информационно. Ведь европейский потребитель воспринимает ситуацию только как подтверждение ненадежности сотрудничества со странами-транзитерами, которые не могут договориться с Россией. Информационный фон таков, что, получается, будто Украина и Белоруссия поочередно и регулярно создают сложности для европейцев. Это служит дополнительным аргументом для строительства обходных маршрутов – «Северного потока» и» Южного потока», против чего категорически выступает Киев». Землянский приходит к выводу, что в сложившихся условиях, даже выиграв в краткосрочной перспективе, Украина гораздо больше потеряет в будущем.
Бывший уполномоченный президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский отметил, что украинская власть может столкнуться с проблемами уже в ближайшее время. Помогая России в ущерб интересам Белоруссии, Киев, только что договорившийся с Минском об урегулировании давней проблемы границ, может сорвать этот процесс. Отказавшись участвовать в решении существующей проблемы, украинская власть настроит против себя не только Москву, но и европейское сообщество.
Вчера министр Юрий Бойко отправился с визитом в Брюссель, где ему предстоит прояснить позицию Украины. От ее конструктивности зависит, будет ли ЕС принимать участие в модернизации ГТС или предпочтет махнуть рукой на украинский маршрут и вкладывать деньги в строительство обходных газопроводов. Кстати, вчера же глава МИД Украины Константин Грищенко вылетел в Италию, чтобы, как сообщил директор департамента информационной политики МИДа Олег Волошин, убедить руководство Италии в надежности украинского маршрута транспортировки газа и в нецелесообразности строительства «Южного потока». «Все политические предпосылки, которые ранее существовали для реализации этого проекта, благодаря улучшению и нормализации отношений между Украиной и Россией, сняты с повестки дня», – пояснил Волошин.
Сразу после Брюсселя и Рима украинские делегации посетят Москву. Правда, к тому времени уже состоится встреча премьер-министров, которые, как ожидается, создадут политические рамки газовых переговоров. Для России крайне важно в сложившейся ситуации добиться от Украины согласия на объединение «Нафтогаза» и «Газпрома», отметил руководитель энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин. Он считает, что до сих пор украинской власти удавалось успешно лавировать, откладывая решение вопроса в долгий ящик.
Валентин Землянский выразил свою точку зрения: «Владимир Путин воспользуется таким козырем, как все более реальная угроза перенаправления экспортных объемов газа по обходным маршрутам». По его мнению, Украине могут предъявить ультиматум: либо она согласится на слияние «Нафтогаза» с «Газпромом» на российских условиях, либо останется один на один с устаревающим экспортным маршрутом.
Эксперты сходятся во мнении, что у Киева тоже есть козыри, ведь украинская ГТС крупнейшая в Европе – она состоит из магистральных газопроводов протяженностью 37,6 тыс. км и 71 компрессорной станции (против 7,1 тыс. км магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, а также 6 компрессорных станций в Белоруссии). Дополнительным преимуществом украинского маршрута является наличие вместительных подземных газовых хранилищ. Построить такую же систему с нуля чрезвычайно затратно.
В украинских отраслевых ведомствах, комментируя сложившуюся ситуацию, делают акцент на том, что Украина занимает нейтральную позицию в газовом конфликте между Белоруссией и РФ. А вопрос транспортировки дополнительных объемов газа в Европу предпочитают относить к сфере экономики и бизнеса, не рассматривая политическую составляющую. Кстати, вчера украинские чиновники уверяли, что вопрос о перенаправлении транзитного газа из Белоруссии в Украину конкретно не обсуждался: отраслевые ведомства не получали соответствующих запросов. То есть вопрос обсуждался только в политической плоскости.
Между тем украинская оппозиция напоминает, что такие же конфликты ранее возникали у «Газпрома» с «Нафтогазом». Депутат от Блока Юлии Тимошенко Андрей Шкиль не исключил, что в будущем ситуация может повториться в отношении Украины – если Киев не пойдет на уступки в столь важных для России вопросах, как, например, слияние «Нафтогаза» и «Газпрома».
Как известно, премьер Николай Азаров в минувшее воскресенье, комментируя заявление главы «Газпрома» Алексея Миллера, достаточно жестко заявил: «Никакого слияния не будет». Однако спустя пару дней официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, не обратив внимания на слова украинского чиновника, повторил тезис своего шефа: «То предложение, которое сделано сейчас и которое обсуждается с Украиной, оно более комплексное и более масштабное, чем просто создание некоего консорциума. Мы продолжаем переговоры с украинской стороной в отношении создания совместного предприятия на паритетных началах – как первого шага по предстоящему объединению. Несмотря на то что с украинской стороны звучат разные соображения по этому поводу, на наш взгляд, если очистить эту историю от политической составляющей, с точки зрения экономики совершенно очевидно, что будущее «Нафтогаза», я имею в виду светлое будущее, есть только вместе с «Газпромом».
Киев
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Конфликт с Белоруссией поможет "Газпрому" начать объединение с "Нафтогазом"
|
|