Минск намерен сделать проект поставки нефти из Венесуэлы значимым для Европы. События последних дней показывают, что Белоруссия стремится привлечь к его реализации все большее число партнеров. Сегодня в проект вовлекаются Украина и страны Балтии. Минск хочет заинтересовать им и другие европейские страны, не скрывая, что пытается создать конкуренцию российской нефти на рынке Европы.
На днях было подписано белорусско-украинское межправительственное соглашение о сотрудничестве в области транзита. Документ предусматривает транспортировку нефти из украинской Одессы в Белоруссию с использованием железнодорожного и трубопроводного транспорта. В первый год действия контракта через Украину предполагается поставить 4 млн тонн нефти, впоследствии ежегодный объем транспортировки будет увеличен до 10 млн тонн. Как раз такие объемы сырья Минск намерен закупать у Каракаса. Нефть из Венесуэлы для Белоруссии будет поступать танкерами сначала в Одессу.
Вместе с тем белорусская сторона начала поиск дополнительных транзитных возможностей. Если до сих пор вся венесуэльская нефть шла через Одессу на Мозырский нефтеперерабатывающий завод, то теперь Минск решил организовать пробную поставку через Эстонию. Один из танкеров с нефтью из Венесуэлы должен прибыть во второй половине июля в порт Мууга. Оттуда сырье по железной дороге будет доставлено на расположенный в городе Новополоцк нефтеперерабатывающий завод «Нафтан». Вопрос о тарифах на доставку нефти этим маршрутом пока находится в стадии обсуждения. Еще Минск рассматривает возможность получения сырья через порты Литвы и Латвии.
Одновременно решается вопрос и о продаже конечной продукции. В понедельник завершился процесс регистрации совместного белорусско-венесуэльского предприятия «Петройл ВБ.С.А». Оно будет заниматься реализацией нефтепродуктов. 75% в нем принадлежит Каракасу, 25% -- Минску. Согласно условиям контракта все нефтепродукты, полученные из венесуэльской нефти, будут продаваться на экспорт.
Минск рассчитывает, что в перспективе сможет обеспечивать этими нефтепродуктами европейские страны, создавая конкуренцию российской нефти. «Россияне очень обижаются, что в Европу пришла венесуэльская нефть. Она пойдет, она будет по всей Европе, венесуэльская нефть», -- пообещал президент Александр Лукашенко в интервью телеканалу «Евроньюс».
Реализация проекта поставки нефти из Венесуэлы началась весной этого года. Независимые специалисты затрудняются оценить его перспективы, поскольку цена на венесуэльскую нефть неизвестна. Если предположить, что Белоруссия платит рыночную цену, то необходимость транспортировки на дальние расстояния должна сделать сырье чрезмерно дорогим. «Сложно оценивать сделку, когда не знаешь такого важного параметра, как цена. Мы можем только предполагать, что Минск считает проект выгодным, ведь он намерен закупать значительные объемы нефти», -- сказала «Времени новостей» замглавы белорусского исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая.
Не так давно белорусский вице-премьер Владимир Семашко рассказал журналистам, что переработка венесуэльской нефти на белорусских заводах является рентабельной, а вот работа с российской нефтью после введения с начала года стопроцентной пошлины на ее поставки стала убыточной. Многие специалисты предполагают, что Уго Чавес предоставил Белоруссии значительную скидку, а значит, судьба контракта будет зависеть от доброй воли венесуэльского лидера.
Минск намерен сделать проект поставки нефти из Венесуэлы значимым для Европы. События последних дней показывают, что Белоруссия стремится привлечь к его реализации все большее число партнеров. Сегодня в проект вовлекаются Украина и страны Балтии. Минск хочет заинтересовать им и другие европейские страны, не скрывая, что пытается создать конкуренцию российской нефти на рынке Европы.