Не только за счет льгот. 21.by

Не только за счет льгот

15.07.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Система пенсионного страхования в Беларуси еще далека от идеала.Пенсионное страхование нуждается в государственной поддержке

Для развития добровольного пенсионного страхования в Беларуси необходимы новые государственные программы, расширение возможностей для инвестиций и равенство страховых компаний разных форм собственности.В текущем году добровольное пенсионное страхование в Беларуси получило дополнительный стимул для развития: был увеличен размер не облагаемой подоходным налогом части зарплаты, направляемой на пенсионные накопления, с 2 до 4 базовых величин в месяц. Теперь сумма льготируемого дохода составляет около 0,55 тыс. USD в год.

Кроме того, согласно белорусскому законодательству предприятия, которые хотят обеспечить дополнительную пенсию своим сотрудникам, могут производить перечисления сумм страховых взносов страховой компании, относя их на себестоимость (в размере до 2 базовых величин в месяц на работника). Такой порядок установлен только для предприятий, заключивших договоры накопительного корпоративного страхования в государственных страховых компаниях.

Как сообщил директор представительства РДУСП "Стравита" по г. Минску и Минской области Дмитрий Климов, в связи с увеличением размера льгот по подоходному налогу мгновенного скачка интереса к пенсионному страхованию не произошло, но на приток взносов оно повлияло положительно. Вырос, в частности, размер сумм, которые люди направляют на страхование.

По мнению Д. Климова, страховая культура в Беларуси пока еще недостаточно развита и люди не всегда отслеживают изменения законодательства. Однако со временем эффект должен быть, так как тот, кто уже застрахован, передавая информацию своим знакомым о новых возможностях пенсионного страхования, способствует популяризации пенсионного страхования среди населения.

Д. Климов отметил, что объемы пенсионного и накопительного страхования жизни физических лиц в последние годы быстро растут, примерно на 300-400% каждый год. Поэтому перспективы развития данных видов страхования, по его мнению, довольно радужные. Впрочем, исторически "Стравита" была ориентирована на работу с корпоративными клиентами, и их доля в портфеле пенсионного страхования в настоящее время составляет около 95%.

По мнению Д. Климова, только благодаря активным действиям всех участников рынка страхования жизни, направленным на восстановление доверия к накопительному, долгосрочному страхованию жизни и дополнительной пенсии, в Беларуси наблюдается положительная динамика сборов и рост доверия населения.

Программа на любой вкус.

Чтобы понять, как обстоят дела с пенсионным страхованием в Беларуси, стоит посмотреть на опыт других стран.

В США, помимо государственной распределительной системы страхования, существует несколько систем, в рамках которых суммы, направляемые работниками на пенсионное страхование, освобождаются от уплаты подоходного налога. Это частные пенсионные системы по месту работы и личные пенсионные счета.

Наверное, самая распространенная система - план 401 (к), названный по соответствующей ему статье Налогового кодекса. Он используется миллионами американцев. В рамках этого плана отчисления на пенсионное страхование не могут превышать 10 тыс. USD в год. Для упрощенных пенсионных планов (SEP) действует более высокая планка - 30 тыс. USD.

Кроме того, каждый работник может открыть личный пенсионный счет (Individual Retirement Account - IRA), перечисляя ежегодно не более 2 тыс. USD.

Таким образом, суммы, которые освобождаются от налогообложения, в США существенно выше, чем в Беларуси, а самих программ с подобными льготами намного больше.

В США аккумулируемые страховыми компаниями средства можно вкладывать в различные ценные бумаги - облигации, акции, доли в паевых фондах и т. д. В Беларуси есть только облигации и банковские депозиты, что значительно ограничивает возможности увеличения пенсионных накоплений.

Кроме того, размер страховых выплат в рамках распределительной государственной системы США, подобной той, которая существует в Беларуси, несоизмеримо ниже: 12,4 против 35% в нашей стране. Правда, из-за роста числа пенсионеров в США обсуждается вопрос о повышении данных отчислений до 18%, но это все равно почти в 2 раза ниже, чем у нас.

На пенсии денег не остается.

Сравнение с США позволяет понять, почему в Беларуси пенсионное страхование развивается так медленно.

Во-первых, государственное страхование выглядит непомерно дорогим: 35% от фонда зарплаты - это очень много. Это почти в 3 раза выше, чем в США. Естественно, что и у работодателей, и у работников в нашей стране остается не так много средств для отчислений на дополнительные пенсии.

Во-вторых, в Беларуси нет разнообразия программ пенсионного страхования, в рамках которых предоставлялись бы льготы, а величина самих льгот выглядит довольно незначительной.

В-третьих, в Беларуси крайне ограничены возможности для инвестирования, поэтому страховые компании не могут обеспечить доходность фондов, которая была бы привлекательной для потенциальных пенсионеров.

Все это указывает на то, что система пенсионного страхования в Беларуси еще далека от идеала, и белорусским законодателям еще работать и работать.

Доверие восстанавливается.

Кроме того, есть несколько дополнительных факторов, препятствующих развитию рынка пенсионного страхования в нашей стране.

Как отметил Д. Климов, в Беларуси  отсутствует доверие населения к долгосрочным вложениям. Слишком мало времени прошло от периода финансовой нестабильности, когда многие люди потеряли свои сбережения в банках. Впрочем, отметил Д. Климов, доверие постепенно восстанавливается, так как люди обмениваются мнениями, наблюдают за банками и страховыми компаниями и постепенно приходят к выводу, что сотрудничество с этими финансовыми институтами выгодно.

Кроме того, по его мнению, должна быть четко сформирована программа государственной пропаганды привлекательности страхования, так как у самих страховых компаний средств на это явно недостаточно. Это в интересах государства, так как пенсионные накопления представляют собой долгосрочные ресурсы, которых так не хватает экономике страны.

Как считает директор ОАСО "Пенсионные гарантии" Наталья Белова, одних только льгот по подоходному налогу для развития пенсионного страхования недостаточно. Требуется еще и обеспечить условия для формирования розничной сети компаний. Сейчас установлен лимит относимых на себестоимость расходов на ведение дела в размере 12% от величины собираемых взносов, что не позволяет обеспечивать необходимый уровень вознаграждения агентам.

Но основное, считает Н. Белова, - это обеспечение равенства форм собственности, чтобы льготы, которые предоставлены предприятиям при сотрудничестве с государственными страховыми компаниями, распространялись бы и на негосударственные. Кроме того, в Беларуси нет фондового рынка, в связи с чем отсутствуют достойные инструменты инвестирования средств страховых резервов.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пенсионное страхование нуждается в государственной поддержкеДля развития добровольного пенсионного страхования в Беларуси необходимы новые государственные...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика