Пилотный проект белорусской приватизации пока не вызвал ажиотажа в кругу инвесторов. На конкурс по продаже акций трех госпредприятий, который был запланирован на август, подана всего одна заявка. «Белорусские новости» попытались выяснить причины, которые снижают привлекательность отечественной приватизации в глазах инвесторов.
До последнего времени основной акцент в политике привлечения инвестиций делался на проекты, в основе которых лежало создание новых производств. Государство в лице правительства предлагало инвесторам прийти в страну и начинать здесь бизнес, по сути, с нуля.
Однако такая позиция не привела к росту иностранных инвестиций. Инвестиционные компании, оперирующие на территории Беларуси, полагают, что для таких стран с переходной экономикой, как наша, актуальна иная модель привлечения инвестиций.
В Беларуси две трети ВВП создают госпредприятия и мало отраслей, где отсутствуют государственные операторы. В то же время начинать бизнес в отрасли, в которой уже работают госпредприятия, инвесторы считают серьезным риском. Поэтому инвестиционные компании Беларуси предлагают вначале провести приватизацию, которая позволит сделать экономику более рыночной.
Аналогичного мнения придерживается и Международный валютный фонд, по настоянию которого белорусские власти выбрали в этом году пять госпредприятий для так называемой пилотной приватизации. Впервые официальный Минск согласился выставить на конкурс контрольные пакеты акций сразу нескольких предприятий.
Акции первых трех компаний («Бобруйского машиностроительного завода», волковысского «ВолМета» и «Лидского литейно-механического завода».) планировалось продать уже в августе этого года. Однако к началу августа нашелся только один желающий принять участие в этом конкурсе.
Ассоциированный партнер по развитию международного бизнеса инвестиционной компании «Юнитер» Даниель Крутцинна сообщил «Белорусским новостям» несколько причин, которые сдерживают интерес инвесторов к приватизируемым предприятиям. Первая — балансовая стоимость.
По мнению Даниеля Крутцинны, государству следует занимать гибкую позицию в вопросе стоимости продаваемого предприятия. «Балансовая стоимость — не тот показатель, который нужно ставить во главу угла в процессе продажи государственных предприятий», — говорит Даниель Крутцинна.
Государство, считает эксперт, в процессе приватизации должно в первую очередь смотреть на стратегию инвесторов, приходящих в Беларусь, и быть готовым корректировать цену продаваемого актива.
«Не следует зацикливаться на балансовой стоимости предприятия как на ключевом факторе в процессе приватизации. Государство должно смотреть на ту выгоду, которую получит в долгосрочном плане. Основное внимание должно быть обращено на стратегию, которую будет реализовывать инвестор после приобретения предприятия, какой объем средств он будет вкладывать в развитие бизнеса в Беларуси», — полагает Даниель Крутцинна.
Он также обращает внимание на то обстоятельство, что власти до последнего времени старались продавать главным образом убыточные предприятия.
«Такой подход не совсем верен: для «тяжелого» предприятия всегда сложно найти инвестора», — констатирует собеседник «Белорусских новостей».
Инвестиционные компании, работающие в стране, рекомендуют правительству выставлять на продажу прибыльные (перспективные) предприятия, которые благодаря приходу инвестора усилят свои позиции на рынке.
«Государству такое развитие событий выгодно: крупные предприятия приносят больше налогов, создают больше рабочих мест», — обращает внимание Даниель Крутцинна.
По мнению эксперта, привлекательными для иностранных инвесторов могут быть пищевая промышленность, проекты в сфере строительства и логистики. Кроме этого, добавляет эксперт, иностранных инвесторов могут заинтересовать проекты в ИТ-сфере и фармацевтике.
Правительство в июне этого года для активизации притока иностранных инвестиций создало институт инвестиционных агентов. Однако, как оказалось, в стране не созданы условия для эффективной работы инвестагентов.
Позиция правительства сегодня заключается в том, что услуги инвестагентов по сопровождению сделки должны оплачивать инвесторы.
«Возникает конфликт интересов. В случае если услуги оплачивает инвестор, инвестагент в процессе сопровождения сделки должен по понятным причинам защищать интересы заказчика. Интересы государства в данном случае не могут быть полностью учтены», — подчеркивает Даниель Крутцинна.
Чтобы мотивировать инвестагентов, полагает эксперт, государство должно как-то оплачивать их услуги.