Продать "Беларуськалий": кому и за сколько. 21.by

Продать "Беларуськалий": кому и за сколько

20.08.2010 09:50 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Только-только в мире начали говорить о кризисе в прошедшем времени, а в калийной отрасли нервное напряжение прошлого года, когда поставщики пытались замедлить падение цен, переговоры затягивались, и конкуренция обострилась до предела, сменилось вполне позитивной волной слияний, поглощений и намерений продаж и покупок. В центре внимания оказались 4 крупнейших мировых производителя калийных удобрений. Станет ли эта волна удачной для Беларуси и ее "Беларуськалия", во многом будет зависеть от правильного выбора инвестора.
 
Большие маневры
 
На днях на "сделку века" - поглощение крупнейшего мирового производителя калия канадской Potash Corp – замахнулся горнодобывающий гигант BHP Billiton. Компанию стоимостью около 39 млрд долларов готовы купить на 16% выше рыночных котировок, но менеджмент последней предложенной ценой не впечатлился, заявив, что инвестор недооценил "бесподобные перспективы будущего роста". А еще несколько месяцев назад такой оптимизм вызвал бы сильное удивление.
 
А открыл сезон больших продаж Дмитрий Рыболовлев, продав в начале июня 53,2% акций "Уралкалия" компаниям Kaliha, Aerellia и Becounioco Сулеймана Керимова, Александра Несиса и Филарета Гальчева. Крупнейшая доля в "Уралкалии" - 25% - досталась Керимовской Kaliha. Причем вопреки прогнозам скептиков, пакет был продан по цене выше рынка – при рыночной цене компании 8 млрд долларов, покупателям 53,2% акций обошлись в 5,32 млрд. "Ведомости" тогда отметили, что Керимов приобрел у Рыболовлева и 20% акций другого производителя калийных удобрений - "Сильвинита" (акции были приобретены с дисконтом к рынку - примерно за 500 млн долларов при их рыночной цене на тот момент 860 млн).
 
Уже в августе Керимов получил контрольный пакет в "Сильвините". К ранее купленным им самим 20 процентам добавилась два пакета (20% и 24%), купленных Анатолием Скуровым и Зелимханом Муцоевым, которых эксперты называют партнерами Керимова. И это при том, что прежние многолетние попытки Рыболовлева получить контроль над "Сильвинитом" вызывали бурный протест владельцев последнего. Конфликтная фаза завершилась только с выходом "Уралкалия" из общей сбытовой структуры – Международной калийной компании. Теперь же все прошло с легкостью, и перспектива увидеть выход на рынок крупнейшего мирового игрока на рынке калия стала более чем реальной. Аналитики Альфа-банка отмечают, что наиболее вероятным следующим шагом станет консолидация пакетов акций "Уралкалия" и "Сильвинита" формально независимых инвесторов в одну структуру, вероятно, с государственным участием. И случиться это может уже к концу нынешнего или в первом квартале следующего года.
 
Практически сразу, 18 августа, "Ведомости" проанонсировали грядущую смену руководства "Сильвинита". Новым гендиректором и, видимо, главным "объединителем" компаний станет Владислав Баумгертнер, бывший гендиректор "Уралкалия", занимавший эту должность еще в июне.
 
Третьим будешь?
 
Таким образом контуры будущего производственного гиганта, в который могут войти и крупные компании из смежных отраслей, в России уже наметились. Но пока речь шла только о производстве, а на сложном калийном рынке не меньшие, если не большие страсти кипят вокруг сбытовых структур. Единственным экспортером калийных удобрений "Беларуськалия" и "Уралкалия" с 2005 года выступает "Белорусская калийная компания". Керимов и Рыболовлев прилетали в Минске 21 июня и подтвердили, что не намерены выходить из Белорусской калийной компании. Новые акционеры однозначно заверили, что связывают будущее своего бизнеса именно с БКК.
 
А как же Сильвинит, который еще в 2005 году вел сложные переговоры о вхождении в состав акционеров БКК? Тогда после встречи гендиректора "Сильвинита" Петра Кондрашова с президентом Беларуси Александром Лукашенко создание единой сбытовой казалось реальным, но переговоры затягивались и "Сильвинит" продолжил работать через "Международную калийную компанию". По данным Reuters, и новые владельцы "Сильвинита" не спешат объединять сбытовую сеть: по договоренности сторон в ближайшее время компания продолжит экспортировать калийные удобрения через МКК.
 
То, что в перспективе сбытовая структура останется одна, сомнений не вызывает. Кроме того, уже сейчас очевидна невозможность повторения прошлогодней ситуации, когда МКК и "Сильвинит" неожиданно для участников рынка снизили цену для одного из ключевых рынков – индийского. Снижение цен более чем на четверть, когда остальные игроки пытались максимально замедлить падение цен на калий, тогда усложнило переговоры других экспортеров, которым пришлось спешно корректировать свои планы.
 
Еще одним потенциальным третьим производителем, экспортирующим продукцию через БКК, довольно неожиданно стал белорусский "Гродно Азот". В июле этого года, посещая предприятие, президент Беларуси Александр Лукашенко принципиально высказался против создания новой отдельной сбытовой сети. Курирующий отрасль первый вице-премьер Владимир Семашко предложил отдать управление сбытом БКК. Аргументы Семашко прозвучали убедительно: у БКК несколько зарубежных представительств, поставки идут в 70 стран мира, и речь идет о схожей продукции – азотных удобрениях. Лукашенко поддержал предложение и добавил, что Игоря Жилина (и.о. гендиректора "Гродно Азота") следует включить в наблюдательный совет БКК. А поскольку затягивать с исполнением поручений президента в Беларуси не принято, то переключения экспорта азотных удобрений на БКК стоит ожидать уже к концу года.
 
Не все продажи одинаково полезны
 
Не осталась в стороне от мировых калийных тенденций и Беларусь, заявив о намерении продать миноритарный пакет акций "Беларуськалия", одного из столпов экономики страны и одного из крупнейших мировых производителей хлоркалия (16% рынка).
 
Сейчас завершается акционирование предприятия, еще недавно входившего в перечень объектов, запрещенных к приватизации. Потом акции должны выставить на продажу. При этом Владимир Семашко заявил, что за четверть акций предприятия Беларусь хотела бы выручить 6-7 млрд долларов. Несмотря на то, что стоимость основных фондов предприятия для страны не просто велика, а уникальна, заявленная цена экспертам показалась завышенной.
 
Мощности "Беларуськалия" составляют 8,5 млн тонн, в 1,5 раза превышая мощности "Уралкалия", общая стоимость которого при недавней продаже была оценена в 10 млрд долларов. Беларусь же оценивает свой актив в 25 млрд долларов. И последние события отрасли показывают, что интерес к калийным активам только возрастает, как и их стоимость. К примеру, капитализация Potash Corp выросла на пару миллиардов только на новостях о притязаниях BHP Billiton. И в этом случае ценник "Беларуськалия" уже не выглядит сильно завышенным.
 
Однако цена – только одна сторона вопроса. Гораздо большее значение может иметь то, кто именно станет покупателем белорусского пакета. Владимир Семашко рассказывал, что Беларусь ведет переговоры о продаже акций "Беларуськалия" сразу с несколькими потенциальными инвесторами. При этом переговоры о продаже пакета акций россиянам, в частности Керимову, в Беларуси отрицают, и основным претендентом остаются китайские компании. Китай действительно один из крупнейших потребителей белорусского хлоркалия, что объясняет интерес страны к этому активу: такая сделка обеспечит необходимые объемы поставок, дисконты к цене и лояльность поставщика, если покупатель и он же совладелец, к примеру, решит реэкспортировать какой-то объем удобрений.
 
Для Беларуси плюс от сделки только один – перечисленные в бюджет страны средства от продажи. Вероятных минусов больше: уход от исключительно рыночного ценообразования, на чем всегда настаивала БКК, и снижение уровня цен, ведь Китай пока не утратил традиционной для него роли прайсмейкера мирового рынка. Правда, бюджет Беларуси от этого напрямую не пострадает, но партнеров по БКК это вряд ли обрадует.
 
Россия к выбору зарубежных партнеров для предприятия этой отрасли относится весьма осторожно. Reuters отмечает, что инвестору за пределами РФ может быть продано не больше 15% акций "Уралкалия". На днях агентство сообщило о желании мирового горнодобывающего гиганта Rio Tinto и крупнейшего производителя калийных удобрений Potash Corp выкупить 10-15% акций российской компании. При этом источник "Ведомостей" отметил, что компанию оценивают уже в 15 млрд долларов. Так что если Дмитрий Рыболовлев решит расстаться с оставшимся у него 10-процентным пакетом, сделать это можно будет по очень привлекательной цене.
 
Ценные перспективы
 
Пока в фокусе внимания были глобальные перемены в отрасли, очень кстати пришедшиеся на ту часть года, когда переговоры с основными покупателями по очередным долгосрочным контрактам еще далеки до активной фазы. Ключевым вопросом на переговорах традиционно будет ценовой. И если в начале года заявления калийщиков о том, что цены прошли дно и теперь ожидается медленный рост, многие воспринимали скептически, то теперь ситуация меняется.
 
Позитивно влияет на уровень цен растущий интерес инвесторов к калийным активам, а основным фактором роста уровня цен на удобрения может стать резкое подорожание основных видов продовольствия из-за неблагоприятных погодных условий.
 
Эксперты Альфа-банка прогнозируют усиление позиций БКК и ожидают роста спотовых цены на калий, особенно на фоне начала осенней посевной кампании. В свою очередь рост цен на калий должен стать катализатором роста цен акций компаний калийного сектора.
 
Оптимистичен и германский производитель K+S, ожидающий в нынешнем году увеличение выручки на 30-40% к прошлогоднему уровню. Компания также прогнозирует значительный рост спроса на удобрения в условиях отсутствия больших запасов на складах у покупателей и сокращения объема внесения удобрений с конца 2008 года, когда сельхозпредприятия затягивали с внесением, ожидая дальнейшего снижения цен.
 


 
Теги: Гродно, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Только-только в мире начали говорить о кризисе в прошедшем времени, а в калийной отрасли нервное напряжение прошлого года сменилось вполне позитивной волной...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика