"Дружба" венесуэльской нефти не поможет,. 21.by

"Дружба" венесуэльской нефти не поможет,

23.08.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Качать сырье выгоднее по трубе.если Orlen Lietuva будет продан российской компании

Cтивидорная компания Клайпедского порта Klaipedos nafta  в конце августа приступит к перегрузке пробной партии венесуэльской нефти объемом 80 тыс. т для Беларуси.Танкер с венесуэльской нефтью пришвартуется в Клайпеде, как ожидается, 29 августа. Нефть предстоит перегрузить сначала в резервуары, а затем - в железнодорожные цистерны для дальнейшей транспортировки в Беларусь - на НПЗ "Нафтан".

Если по южному маршруту, через украинский порт Одесса, венесуэльскую нефть выгоднее поставлять на Мозырский НПЗ, то по северному маршруту, через прибалтийские порты, - на "Нафтан".

Генеральный директор ОАО "Нафтан" Вячеслав Якушев в конце июля сообщил журналистам, что в августе завод планирует переработать 160 тыс. т венесуэльской нефти сорта "Санта-Барбара". Но уже с сентября и до конца этого года завод увеличит объем переработки венесуэльской нефти до 240 тыс. т ежемесячно. Для приемки нефти в таких объемах "Нафтан" провел комплекс подготовительных работ.

Это может означать, что ежемесячно "Нафтан" будет получать 3 танкера с венесуэльской нефтью: 2 - через литовский порт и 1 - через эстонский.

Литовцам нужны гарантии.

По имеющимся данным, белорусская и литовская стороны сейчас обсуждают возможность поставки через Клайпеду около 2 млн. т нефти в год - примерно 160 тыс. т в месяц.

Однако решение об увеличении поставок нефти через Клайпедский порт может быть принято только после апробации экспериментальной партии.

"Долгосрочный договор с белорусскими партнерами по венесуэльской нефти может быть подписан лишь в том случае, если мы будем уверены в соответствии технологических процессов требованиям природоохраны", - заявил журналистам гендиректор Klaipedos nafta Рокас Масюлис.

Не случайно во время перегрузки пробной партии будут фиксироваться параметры работы техники, а также испаряемость венесуэльского сырья.

По словам Р. Масюлиса, для компании важно убедиться не только в безопасности перевалки нефти для окружающей среды, но и оценить, сколько инвестиций потребуется для перевалки 160 тыс. т нефти в месяц.

"И самое важное: нам нужны гарантии белорусской стороны, что эти поставки будут долгосрочными - на 5-10 лет. При наличии таких гарантий мы готовы на дополнительные инвестиции в расширение терминала", - заявил Р. Масюлис в интервью БЕЛТА.

Ранее, отвечая на вопросы литовских журналистов, он отмечал, что теоретически Klaipedos nafta могла бы перевалить не только эти 2 млн. т, но и 4 млн. т венесуэльской нефти для Беларуси. "Однако тогда уже следует рассмотреть, что делать с грузами Orlen Lietuva, - их мы бы уже не смогли принять", - сказал гендиректор компании.

Отметим, что единственным акционером НПЗ Orlen Lietuva (прежнее название Mazeikiu nafta) является польский концерн PKN Orlen. Сейчас грузы Orlen Lietuva составляют около 60% совокупных погрузок Klaipedos nafta.

Качать сырье выгоднее по трубе.

Если предположить, что литовская и белорусская стороны договорятся о перевалке 2 млн. т венесуэльской нефти в год, далее в Беларусь ее выгоднее было бы поставлять по северному нефтепроводу "Дружба", который простаивает без работы в направлении Литвы с конца июля 2006 года.

Но этот нефтепровод сейчас принадлежит не литовскому правительству, а нефтеперерабатывающему комплексу Orlen Lietuva, собственником которого является польский концерн PKN Orlen.

Комментируя возможность поставки венесуэльской нефти по "Дружбе", премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс недавно в интервью ПРАЙМ-ТАСС отметил, что польский концерн "может смотреть на это как на возможный бизнес". "Однако там нужны инвестиции на реверсные насосы, чтобы нефть качалась в другую сторону. Но эти инвестиции не являются очень большими", - уточнил А. Кубилюс.

По данным "БР", белорусский премьер-министр Сергей Сидорский во время визита в Литву в конце апреля обсуждал этот вопрос с представителями PKN Orlen. Но о результатах переговоров пока ничего не известно. Можно предположить, что представителям польского концерна сложно было обсуждать данную тему с учетом возможных перспектив собственного бизнеса в Литве.

Без иллюзий.

На днях польский ежедневник Rzeczpospolita сообщил о том, что PKN Orlen SA собирается продать нефтекомплекс Orlen Lietuva. Концерн уже нанял компанию Nomura Holdings Inc для консультаций по его продаже.

По данным польского издания, рассматривается возможность продажи части или всех акций нефтеперерабатывающего завода Orlen Lietuva. Газета цитирует слова гендиректора PKN Orlen Яцека Кравеца, который сказал, что компания Nomura будет рассматривать первичные заявки потенциальных покупателей. Об этом сообщается в обзорах, подготовленных KBC Securities и Raiffeisen.

Большинство аналитиков склоняются к тому, что потенциальными покупателями Orlen Lietuva могут стать только российские компании.

Напомним, PKN Orlen приобрел Orlen Lietuva у российского концерна "ЮКОС" и литовского правительства в 2006 году. Сделку, которая рассматривалась в контексте снижения энергетической зависимости от России, поддержали и литовское, и польское правительство.

Однако в минувшем году убытки Orlen Lietuva составили 68,556 млн. LTL (в то время как в 2008 году компания получила чистую прибыль в размере 56,417 млн. LTL). Доходы компании от продаж в 2009 году снизились на 38,4% - до 10,658 млрд. LTL.

По мнению руководства компании, на результатах работы негативно сказались проблемы доставки нефтепродуктов в порты Литвы и Латвии, куда нет прямого железнодорожного сообщения, а поставка их окружными путями повышает стоимость перевозок. Следует отметить, что Orlen Lietuva давно пытается получить контроль над нефтетерминалом Klaipedos nafta, через который экспортируется большая часть продукции. Не имея контроля над нефтетерминалом, польские инвесторы не хотят вкладывать средства в строительство нефтепродуктопровода из Мажейкяя, где расположен нефтекомплекс Orlen Lietuva, в Клайпеду.

Однако литовское правительство не намерено продавать нефтетерминал, который, как заявлялось, имеет стратегическое значение для безопасности страны.

По неофициальной информации, в числе основных претендентов на покупку пакета акций Orlen Lietuva называется НК "Роснефть". Ранее президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что Россия хочет купить Mажейкяйский НПЗ у польской PKN Orlen и от успеха переговоров по продаже будет зависеть возобновление поставок российского сырья на НПЗ. По словам Д. Грибаускайте, это подтвердил на встрече с ней глава Правительства РФ Владимир Путин.

Очевидно, что в случае совершения данной сделки с крупнейшей российской нефтекомпанией у белорусов не должно быть никаких иллюзий на предмет того, что простаивающая без работы уже 4 года северная ветка нефтепровода "Дружба" может заработать в реверсивном направлении для поставки венесуэльской нефти на "Нафтан".

Впрочем, Беларусь в этом случае тоже не останется внакладе - возобновление транзита российской нефти через территорию страны гарантирует белорусскому бюджету определенную валютную прибавку.

Справка "БР"
Литовский нефтетерминал Klaipedos nafta занимается перевалкой нефти и нефтепродуктов.
В январе - июле 2010 года он перевалил 4,692 млн. т нефтепродуктов, что на 7,1% больше показателя аналогичного периода 2009 года, говорится в сообщении компании. Доходы компании за январь - июль увеличились на 8,6% и составили 72,9 млн. LTL.
В июле нефтетерминал перевалил 629,3 тыс. т нефти (снижение на 0,8% по сравнению с показателем июля 2009 года).
Государству принадлежит 70,63% акций Klaipedos nafta, компании Achema - 9,14%.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
если Orlen Lietuva будет продан российской компанииCтивидорная компания Клайпедского порта Klaipedos nafta
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика