Планы правительства продать миноритарный пакет "Беларуськалия" китайским компаниям может принципиально поменять передел на калийном рынке России.
Продажа 11 июня бывшим владельцем ОАО "Уралкалий" Дмитрием Рыболовлевым контрольного пакета акций компании пулу инвесторов во главе с бизнесменом Сулейманом Керимовым стала, как и предполагали эксперты, предпосылкой для быстрого передела российского калийного рынка.
По неофициальной информации, С. Керимов, помимо основного пакета "Уралкалия", купил у Д. Рыболовлева 20 из 25% принадлежавших ему акций "Сильвинита" - крупнейшего в России производителя калия.
Нет сомнений, что следующим шагом на российском калийном рынке станет слияние "Уралкалия" и "Сильвинита". Обе компании уже сменили владельцев. 17 августа об этом заявила и компания "Сильвинит": экс-глава предприятия и прежний основной акционер Петр Кондрашев и его партнер, возглавляющий экспортную трейдинговую структуру МКК, Анатолий Ломакин продали 44% акций "Сильвинита". Цена продажи составила, по неофициальным данным, 2,5-3 млрд. USD. Новым гендиректором "Сильвинита" станет Владислав Баумгертнер, бывший гендиректор "Уралкалия".
Объединение "Уралкалия" с "Сильвинитом" выглядит вполне логичным: обе компании разрабатывают одно месторождение, поставляют продукцию одним и тем же потребителям и используют схожую логистику.
Эксперты обращают внимание, что в обеих сделках участвует С. Керимов, известный своей близостью к Кремлю и являющийся крупным перепродавцом проблемных активов.
После объединения двух сырьевых компаний он, как считает большинство участников рынка, перепродаст калийный бизнес или, по крайней мере, существенную его часть. Но сделать это будет не так просто, учитывая, что затраты на покупку двух компаний составили около 8,5 млрд. USD.
Кто может стать покупателем таких активов?
Вряд ли иностранный инвестор. "В последние годы российские власти последовательно проводили простую политику: все, что одновременно очень прибыльное, очень крупное, определенно сырьевое и легко управляемое, - должно контролироваться государством. Все эти характеристики применимы к калийному сектору", - пишет российский журнал "Эксперт".
"Беларуськалий" видят в альянсе.
В то же время объединение "Уралкалия" с "Сильвинитом" может ускорить создание российско-белорусской калийной монополии.
Поскольку "Уралкалий" исторически связан не только с "Сильвинитом", но и с "Беларуськалием", эта версия вполне логична.
"Уралкалий" - второй после "Сильвинита" в России и шестой в мире производитель хлористого калия, занимает около 10% мирового рынка. Доля "Беларуськалия" в мировом экспорте калийных удобрений - 16%. В случае создания калийного союза суммарная доля "Беларуськалия", "Уралкалия" и "Сильвинита" на мировом рынке составила бы 42%. Новый альянс мог бы серьезно влиять на ценовую политику на мировом калийном рынке. Без "Беларуськалия" российский сырьевой холдинг не получит позиций лидера мирового рынка, а сместится на 3-е место.
Попытка создать альянс трех калийных компаний предпринималась 5 лет назад, на этапе создания Белорусской калийной компании (БКК), однако в то время "Сильвинит" в него не вошел.
ЗАО "БКК" было создано для координации сбытовой политики "Беларуськалия" и "Уралкалия". "Сильвинит" работает через свою сбытовую сеть - Международную калийную компанию. Эксперты считают, что консолидация в отрасли минеральных удобрений в конце концов приведет к созданию одной сбытовой сети.
Еще недавно белорусская сторона уверенно заявляла, что БКК, хорошо зарекомендовавшая себя на рынке в течение 5 лет, обязательно будет востребована новым собственником "Уралкалия". В июне С. Керимов и Д. Рыболовлев заверили белорусское руководство, что не будут выходить из БКК.
Но останется ли в этой единой сбытовой сети место "Беларуськалию", если белорусские власти продадут миноритарный пакет акций китайцам, совсем неочевидно.
Решили "выждать момент".
Тема продажи "Беларуськалия" активизировалась в конце минувшего года, когда в Беларуси было принято решение ускорить подготовку по его акционированию. Примерно в то же время представители крупнейшего китайского импортера калийных удобрений - холдинга
Sinofert и компании China Blue Chemical - получили от правительства КНР полномочия на проведение переговоров с белорусской стороной о покупке акций "Беларуськалия".
Несмотря на заявления белорусской стороны об интересе к "Беларуськалию" разных инвесторов, в настоящее время власти Беларуси "ни с кем не ведут переговоры", кроме китайцев, заявил журналистам 30 июня первый вице-премьер Владимир Семашко. Он также сообщил, что Беларусь намерена продать миноритарный пакет акций "Беларуськалия" за 6-7 млрд. USD (весь актив оценивается, по неофициальным данным, в 20-25 млрд. USD).
В. Семашко 30 июня пояснил депутатам, почему именно китайские компании рассматриваются белорусской стороной в качестве покупателей. Китай является одним из основных покупателей белорусских калийных удобрений. "Если теоретически предположить, что Китай будет покупателем пакета акций, то это будет определенной гарантией продажи определенных объемов калия на постоянной основе", - сказал В. Семашко.
Между тем пока Китай по-прежнему остается крупнейшим покупателем калийных удобрений и законодателем ценовой моды на мировом рынке калия. Вполне возможно, что в случае покупки небольшого пакета акций "Беларуськалия" новый акционер может потребовать квоту на поставки удобрений по фиксированной, а не рыночной цене.
Очевидно, что это обстоятельство негативно отразится на мировом калийном рынке. Оно также противоречит интересам создаваемого калийного альянса с участием "Уралкалия" и "Сильвинита", которые заинтересованы в росте мировых цен на калий (как, конечно же, и сам "Беларуськалий").
Таким образом, если Беларусь продаст миноритарный пакет "Беларуськалия" китайцам, нельзя исключить того, что в БКК останутся одни белорусы. Перспектива перед "Беларуськалием" в итоге маячит нерадостная.
Треугольник интересов.
Похоже, официальный Минск учитывает возможность реализации подобного сценария.
Не случайно В. Семашко, комментируя 4 августа журналистам перспективы приватизации "Беларуськалия", неожиданно изменил тон. Во-первых, было сказано, что Беларусь не торопится с продажей акций "Беларуськалия", так как это успешно работающее предприятие, которое за счет своей прибыли реализует инвестиционные проекты.
Во-вторых, он подчеркнул, что для продажи акций "Беларуськалия" пока не самый подходящий момент. В перспективе же продажа его акций возможна, "есть много желающих". "Надо уловить самый удачный момент для продажи", - сказал В. Семашко.
В то же время первый вице-премьер опроверг озвученную в СМИ информацию о состоявшихся на эту тему переговорах с С. Керимовым. "Разговора с Сулейманом Керимовым на эту тему не было, и, я думаю, пока не будет обсуждаться этот вопрос", - сказал он.
Можно предположить, что намеченный на октябрь визит А. Лукашенко в Поднебесную может прояснить некоторые вопросы по дальнейшей приватизации "Беларуськалия". В том числе и один из главных - свободна ли белорусская сторона от обязательств в рамках сделки по продаже "Беларуськалия".
С другой стороны, интеграция трех калийных компаний на уровне акционерного капитала возможна только при прямой поддержке официального Минска.
С учетом нынешних политических отношений с Москвой белорусская сторона вряд ли способна сделать быстрые шаги по приватизации "Беларуськалия". Возможно, режиссеры создаваемого сырьевого холдинга это понимают и торопить белорусскую сторону не будут - ситуация должна созреть.
Впрочем, может статься, что будет все наоборот. Практика показывает, что "созревать" партнер может очень долго, а сейчас - самый момент подтолкнуть к этому решению официальный Минск. И вроде бы надавить на него в данном случае нельзя: "Беларуськалий" - едва ли не единственный крупный экспортоориентированный актив, не завязанный на российских поставщиков и потребителей.
Единственное, в чем он уязвим, - это его полная зависимость от совместной сбытовой сети. И это обстоятельство может предопределить будущее белорусского экспортера калийных удобрений.