Директива N4. 21.by

Директива N4

09.09.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Накопление инвестиционных ошибок, ужесточение отношений с Россией, обострение желания белорусских долларовых миллионеров перестать быть временщиками и спокойно делать бизнес у себя в стране подтолкнули белорусскую вертикаль к разработке рыночной альтернативы. Директива N4 должна ознаменовать начало белорусского НЭПа.

СТИМУЛ ДЛЯ СНОПКОВА И СИДОРСКОГО

Новая экономическая политика вырабатывается в Минэкономики под руководством Николая Снопкова, и пока у нее гораздо больше оппонентов, чем союзников. Интерес к директиве N4 повышенный - будущий экономический курс правительства беспокоит не только национальный бизнес. Хотят быть в курсе законодательных изменений западные и восточные инвесторы, не стоят в стороне МВФ, Всемирный банк, МФК и ЕБРР, которые тоже рассматривают Беларусь как место для реализации своих коммерческих и финансовых программ.

В конце 2009г. директива N4 о либерализации задумывалась как очередной декларативный документ. По крайней мере, именно так на него смотрели умудренные опытом кулуарной борьбы и номенклатурных междусобойчиков руководители Совмина, администрации президента и Академии наук - как на нечто вроде программы либерализации «52 шага», предложенной Совмином и администрацией президента в начале 2009г.

С течением времени изменилась обстановка, а с ней и требования к данному документу. Группа рыночников-реформаторов в Нацбанке и Минэкономики, наблюдая за тревожными тенденциями в экономике (рост долгов, ухудшение финансового положения банков и предприятий, рост объема «замороженного» капитала, падение конкурентоспособности белорусских предприятий) решила воспользоваться случаем и придать проекту директивы N4 иное звучание.

Президент стимулировал этот процесс, предоставив министру экономики карт-бланш на модернизацию экономической политики. Пока только на уровне проекта директивы N4. Стимул двигаться в сторону рынка появился и у премьер-министра Сергея Сидорского, на котором висят «проклятие» 500-долларовой зарплаты, задача сокращения дефицита платежного и торгового балансов, требование сохранения сбалансированного бюджета, а также стабилизация цен, удешевление кредитов и обеспечение роста ВВП на 11-13% без права продажи ценных госактивов.

Понятно, что выполнение всех этих задач одновременно в устойчивом для экономики страны режиме невозможно. Поэтому Сидорский тоже склонен искать некие инновационные решения в экономической политике, ведь если белорусский лидер руками своей администрации заблокирует предложенную правительством программу рыночных реформ, то у него появится формальный повод снять с себя ответственность за то, что будет твориться в экономике Беларуси после завершения президентской кампании.

МОГУТ, ЕСЛИ ЗАХОТЯТ

В госорганах появилась небольшая группа рыночников-реформаторов, у которых созрело понимание целого ряда важных идей - ущербности существующей законодательной базы и того, что никто из президентского окружения, за редким исключением, не призывает ужесточить модель госплана, перекрыть кислород частному бизнесу и еще больше усилить самоизоляцию. Поэтому в директиву N4 они хотят заложить не поручения для исполнения, а нормы прямого действия. Они настаивают на определении четких сроков исполнения требований по конкретным проблемам бизнеса. Из отдельных властных кабинетов звучит даже предложение включить в директиву N4 то, о чем сам бизнес даже мечтать не смеет, - временный, до принятия соответствующих законов, запрет на вмешательство государства в дела бизнеса. А бизнес за это, как рассчитывают, обеспечит поддержку Александра Лукашенко в президентской кампании.

Звучат призывы изменить систему управления экономикой, полномочия контрольных органов, «встряхнуть» экономику и дать ей новый импульс развития. Есть осознание, что существующая нормативная база «душит» бизнес, что реальных перемен не добьешься внесением косметических правок в существующие законы, указы и постановления. Белорусский НЭП нужно строить на новой законодательной основе. И если снять противоречия в нагромождениях постановлений, распоряжений и инструкций не представляется возможным, то радикально снизить требования властей к бизнесу по статотчетности просто необходимо.

Контрольные органы могут следить за исполнением закона не по формальным признакам и разорять бизнесы не за описки, мелкие опечатки или ошибки, а за реально нанесенный ущерб государству или партнерам по бизнесу.

«УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ», «УЛУЧШИТЬ» И «УСКОРИТЬ»

Если абстрагироваться от стандартных и скучных «усовершенствовать», «улучшить» или «ускорить», то в одной из последних версий проекта директивы N4 есть много дельных предложений.

В проекте предусматривается всегда приветствуемая унификация - введение единых критериев предоставления льгот и преференций для инвесторов. Запланировано исключение процедуры согласования инвестиционных проектов с органами госвласти - инвестору позволят самостоятельно решать, что ему делать со своими деньгами и активами. Также проект директивы предусматривает сокращение числа налогов и упрощение налогового администрирования. Какие конкретно налоги будут отменены и как будут изменены ставки оставшихся, директива не указывает, что оставляет для Минфина и МНС широкую свободу интерпретаций.

Ради обеспечения гарантий прав собственности предлагается запретить конфискацию имущества и списание денег со счета до решения суда и законодательно закрепить гарантии процесса необратимости приватизации. При этом явно не хватает в директиве конкретики относительно проведения приватизации.

Вновь зарегистрированному бизнесу могут перепасть указанные в директиве льготы по аренде для вновь создаваемых предприятий. Планируется также упростить процедуру продажи объектов госсобственности малому бизнесу. Предприниматели наверняка будут рады, если власти разрешат выкупать у государства арендуемое имущество по остаточной стоимости.

Власти в очередной раз планируют либерализовать цены и отменить ненужную процедуру обоснования стоимости. Снова повторяются заверения прекратить «кошмарить» бизнес проверками, снизить штрафы и утвердить полный перечень причин, по которым контролирующие органы могут беспокоить предпринимателей проверками. На пользу малому бизнесу пойдет увеличение сроков возврата валютной выручки до 180 дней.

Все это вроде бы правильные слова, благие намерения и нужное направление мысли. Будь у Беларуси в запасе как минимум лет пять на рыночную раскачку, можно было бы принять директиву в таком виде. Вреда от нее не было бы, но и пользы особой тоже. Но в Беларуси совсем иная ситуация: бизнес ждет чего-то яркого, системного, как можно более конкретного. Эти ожидания завязаны в т.ч. и на президентские выборы. Все гадают, сможет ли Александр Лукашенко раскрепостить единственный оставшийся у него ресурс модернизации страны - ресурс национального предпринимательства.

Директива N4 уже не может быть просто проходным документом. Она станет, хочет этого Совмин или нет, лакмусовой бумажкой власти на профпригодность и способность адаптироваться к меняющемуся миру. Данный документ либо усилит пессимизм и скепсис национального бизнеса и иностранных инвесторов по поводу существующей власти, либо вдохнет в них оптимизм. Небольшой группе чиновников-рыночников пока удалось не допустить принятия очередной законодательной пустоты. Очевидно, торжественное подписание директивы планируется приурочить к Всебелорусскому собранию. А пока отечественный бизнес радуется отмене лицензирования розничной торговли и ждет очередного повышения цен на бензин и жилищно-коммунальные услуги.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Накопление инвестиционных ошибок, ужесточение отношений с Россией, обострение желания белорусских долларовых миллионеров перестать быть временщиками и спокойно...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика