Минфин намерен бороться с внешними долгами Беларуси за счет поступлений от размещения евробондов. Такую финансовую схему погашения задолженности озвучил 4 октября министр финансов Андрей Харковец, выступая в Совете Республики. Эксперты же уверены, что такая креативная модель использования евробондов ляжет тяжелым грузом на бюджет.
Минфин неслучайно делает большую ставку на евробонды. Дебютное размещение евробондов на 600 млн. долларов в июле было признано удачным выходом на внешний рынок заимствования: заявки на участие в размещении были получены от 145 инвесторов на общую сумму 1,5 млрд. долларов. Затем последовало доразмещение на 400 млн. долларов и обсуждение перспективы выхода на российский и азиатский рынок ценных бумаг. Несмотря даже на относительно недешевые полученные ресурсы под ставку купона 8,75%.
«Последующие размещения евробондов с учетом накопленного опыта у инвесторов, нашей кредитной истории будут осуществляться по более низким ставкам», — развеял опасения скептиков глава Нацбанка Петр Прокопович.
Выход на российский рынок ожидался уже в сентябре, однако размещение не состоялось. Тем не менее, интерес не пропал, и, как заявил Харковец, Беларусь сохраняет высокую степень готовности к выходу на российский рынок облигаций: «Как только президент Беларуси подпишет указ по этому поводу, мы сразу будем готовы его реализовать».
Министр добавил, что проектом указа предусматривается, что сумма размещения составит до 15 млрд. российский рублей (около 500 млн. долларов), однако окончательную сумму покажет рынок.
В начале 2011-го возможен выход на азиатский рынок ценных бумаг. Далее, как считает Харковец, Беларусь должна ежегодно выходить на рынки внешних заимствований. «Эта работа должна носить системный характер. Мы должны ежегодно появляться на рынке, а то и два раза в год, чтобы успешно заимствовать и чтобы нас помнили инвесторы», — цитирует главу Минфина БЕЛТА.
Успешное заимствование — это гарантированное поступление средств. За счет них Беларусь и планирует пережить пик выплат по долгам в 2013-2014 годах.
«Будет сложно, но есть инструменты, которыми все пользуются, прибегают во всех странах. Это рефинансирование таких долгов. То есть мы должны накануне выходить на рынок и, заимствуя, погашать старые долги», — пояснил Андрей Харковец.
По мнению экономиста Сергея Чалого, такая схема рискованная, так как ее использование приведет к ухудшению структуры внешнего долга. «Евробонды со ставкой купона 8,75% — более дорогие заимствования, чем те долги, которые мы хотим рефинансировать. Этим мы только увеличиваем нагрузку на бюджет».
При таких дорогих заимствованиях «бюджет должен генерировать такой профицит, чтобы погашать проценты». «Но если предприятие берет кредит под 10%, а рентабельность его ниже, тем самым просто увеличивается сумма долга, и кредит ничего не дает. Только ухудшается ситуация. То есть все большая доля заимствований уходит на выплату предыдущих долгов», — отмечает эксперт.
За ближайшие пять лет Беларуси придется выплатить по долгам более 8 млрд. долларов. Причем в 2013-2014 годах — более 4,5 млрд. долларов.
«Если бы еще речь шла об изменении временной структуры, то есть короткие долги рефинансировались бы более длинными, использование евробондов бы имело смысл. Но 1 млрд. долларов от размещения евробондов предоставлен нам на 5 лет, а, например, тот же российский кредит в 3 млрд. долларов — на 15 лет. Получается, наоборот, для погашения более длинных долгов мы используем более короткие заимствования», — подчеркнул эксперт.
В Минфине же надеются, что неоднократное размещение евробондов с одной стороны повысит число покупателей наших ценных бумаг, с другой — приведет к понижению ставки купона до более приемлемой. Сергей Чалый сомневается, что такая тактика принесет ожидаемый эффект.
«Проценты по евробондам напрямую завязаны на нашей кредитоспособности. Это как раз показатель того, насколько легко страна может обслуживать свой долг, каково соотношение долга к ВВП и какова стоимость долга. Плюс состояние экономики. И действуя таким образом, то есть ухудшая структуру внешнего долга, мы только ухудшаем свою кредитоспособность. Поэтому нельзя ожидать, что за счет своей активности на рынках ценных бумаг мы понизим стоимость заимствований», — отметил Чалый.