Гуляют все
14.10.2010
—
Новости Экономики
|
Бюджет Беларуси на 2011г. сверстан не под реально существующую Беларусь, а под ту страну, которую показывают по белорусским каналам, - без кризиса, складских запасов и слабости платежной дисциплины, без проблем с валютными резервами и экспортом. Он сверстан так, будто Россия продолжает продавать нам газ и нефть с большой скидкой, а ЕС намеревается резко увеличить закупки белорусских товаров. Принятый бюджет-2011 - это очередная попытка спасти Госплан, а не финансовая программа по модернизации экономики. ВИЗАЖ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ Самым провальным направлением в экономической политике Беларуси являются налоги - правительству никак не удается их снизить и упростить систему администрирования. Минфин и МНС и на этот раз отделались легкими, косметическими изменениями, которые не меняют антипредпринимательскую суть налоговой системы. С 2010г. будут отменены местный налог на услуги и местный сбор на развитие территорий, три платежа в составе экологического налога (за переработку нефти и нефтепродуктов, перемещение по территории Беларуси нефти и нефтепродуктов и производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50% и более летучих органических соединений). Два отдельных платежа экологического характера будут включены в состав экологического налога. Отмена пяти платежей, которые касаются прежде всего компаний нефтяного рынка, - это спасение прибыли белорусских нефтебаронов, но не налоговая реформа, а фиксация расходов консолидированного бюджета (включая ФСЗН) на уровне около 42% ВВП является признанием безвозвратной потери доходов от экспорта нефтепродуктов и сырой нефти, а также нежеланием правительства оставлять больше денег в распоряжении предприятий. Правительство наконец приняло решение немного упростить администрирование налогов: отныне декларацию по налогу на прибыль можно будет предоставлять раз в год, а платить этот налог будут раз в квартал. Кроме того, расширятся возможности по применению налоговой льготы при направлении прибыли на капитальные вложения. НДС тоже можно будет платить и отчитываться по нему раз в квартал вне зависимости от размера выручки. Работы бухгалтерам поубавится, риски совершения ошибок тоже снизятся, однако ставки основных налогов остаются неизменно высокими. 040150241bg40(763)-ec.htm У КОГО БОЛЬШЕ Расходы консолидированного бюджета-2011 планируется увеличить до Br60,53 трлн. - на 18,3% по сравнению с ожидаемым исполнением расходной части бюджета 2010г. Расходы бюджета вырастут еще более значительно - на 23,3% (Br39,61 трлн.), при этом сохранится чрезмерная их централизация (из республиканского бюджета тратится 65,4% всех госрасходов). На органы внутренних дел планируется потратить на 43,2% больше. Органы госбезопасности «выбили» увеличение расходов на 42,3%, таможенные органы - на 47,2%: власти явно хотят задобрить людей в погонах ввиду предположительного всплеска социального и политического напряжения. Чтобы оно не охватило МВД, КГБ и армию, правительство решило увеличить расходы на их содержание. Для сравнения: расходы на промышленное строительство сократились на 24,1%, планируется потратить меньше и на содействие занятости. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство увеличатся только на 8,8%, при этом власти говорят, что резкого повышения тарифов на ЖКУ не будет, а значит, материально-техническая база этого важного сектора продолжит деградировать. Государственная инвестиционная программа сократится незначительно - на 11,8%: с Br5,45 трлн. в 2010г. до Br4,82 трлн. в 2011г. Тратить такие деньги на коммерческие проекты сомнительного качества нет смысла - когда более чем $1,5 млрд. распределяется в тиши бюрократических кабинетов, без контроля независимых органов, демократического парламента и СМИ, риски коррупции, откатов и мошенничества остаются высокими. Несмотря на очевидные просчеты в сфере расходов на поддержку национальной экономики, бюджет по этой статье в 2011г. вырос на 1,8% - до Br12,28 трлн. (около $3,9 млрд.). Добавим к этим расходам ресурсы инновационных фондов, которые в 2011г. запланированы на уровне Br1,5 трлн. Едва ли вложенные через эти структуры деньги налогоплательщиков послужат делу модернизации. Таким образом, политики и чиновники как распорядители чужого остаются основными инвесторами в стране, которые будут тратить более 12% ВВП (не считая местных органов власти и бюджетных расходов на строительство) на коммерческие проекты, не зная их эффективность и не считаясь с издержками вытеснения частного капитала. НЕИЗБЕЖНАЯ РАСПЛАТА Экономическую ситуацию в 2011г. характеризует также состояние резервных фондов. В сытые годы эти структуры, напрямую управляемые администрацией президента, резко увеличивали рост расходов. Например, в 2009г. расходы составили всего Br6,4 млрд. На 2010г. они были запланированы в объеме Br3,8 трлн., но в связи с тяжелым положением нефтепереработки ожидается исполнение в объеме чуть более Br1 трлн. На 2011г. запланировано почти в два раза меньше - Br550 млрд. С резервным фондом президента тоже произошел явный конфуз: на 2010г. его расходы были запланированы в объеме Br2,76 трлн., а исполнение ожидается всего лишь на уровне Br133,9 млрд. Очевидно, правительство не рассчитывает на возможность роста отчислений от прибыли группы т.н. высокорентабельных предприятий. Не вызывает сомнений и фиаско в планировании поступлений в эти структуры. Первоначальный план оказался недовыполненным почти в четыре раза. Продолжают расти расходы на обслуживание госдолга: в 2011г. они запланированы в размере Br2,6 трлн. (с запасом в 10,1% относительно 2010г. и в 6,6 раза больше, чем в 2006г.). Причем эти расходы уже больше, чем тратится на национальную оборону (почти на Br500 млрд. больше), госорганы общего значения (на Br540 млрд.), дорожное строительство (на Br650 млрд.) или культуру (Br1,5 трлн.). В 2012г. расходы на обслуживание и возврат долга будут сравнимы с расходами на здравоохранение. Жить в долг приятно только на первой стадии, когда идет потребление полученных кредитов. Расплата и осознание настоящей цены такой жизни наступает позже. Для Беларуси этот этап начнется с 2012г. К сожалению, в законе о бюджете не предусмотрена даже косвенная подготовка к этим трудным временам. Правительство без тени сомнения резко увеличивает расходы на образование (на 45,2%, до Br11 трлн.) и здравоохранение (на 35,8%, до Br7,8 трлн.), чтобы заручиться поддержкой врачей и учителей накануне президентских выборов. Однако этим радужным перспективам едва ли удастся сбыться: чтобы сделать такой рывок в расходах на образование и здравоохранение, нужно резко увеличить производительность труда, иметь темпы роста ВВП на уровне не менее 10% или привлечь в страну как минимум $10 млрд. кредитов. Более правдоподобным выглядит сценарий инфляционной накачки экономики «пустыми» рублями. Если он будет реализован, весь утвержденный в экстренном порядке, в сентябре, бюджет 2011г. можно будет смело выбросить в корзину. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Бюджет Беларуси на 2011г. сверстан не под реально существующую Беларусь, а под ту страну, которую показывают по белорусским каналам, - без кризиса, складских запасов и... |
|