Беларусь активно готовится к запланированному на 17 ноября инвестиционному форуму во Франкфурте-на-Майне. К примеру, Минсельхозпрод везет в Германию проекты на сумму более 180 млн. долларов, Минск планирует презентовать 4 инвестпроекта общей стоимостью более 200 млн. долларов, еще 4 проекта инвесторам представит концерн «Белгоспищепром».
Правительство делает большую ставку на Белорусский инвестиционный форум в Германии.
Несмотря на активные шаги по привлечению иностранного капитала, в этом году пока не наблюдается положительной инвестиционной динамики. В январе-июне 2010 года валовой объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снизился на 7,4 % к уровню января-июня 2009 года и составил 1,275 млрд. долларов против 1,377 млрд. долларов в прошлом году.
Вместе с тем эксперты обращают внимание, что правительству в стремлении накачивать экономику ПИИ следует внимательно следить за тем, в какие отрасли направляются эти средства. Оказывается, не всегда приток иностранного капитала приносит экономике ощутимую пользу.
Западный бизнес, безусловно, заинтересован в высокой эффективности своих вложений. Однако, по мнению чиновников, занимающихся вопросами привлечения инвестиций, полностью просчитать эффективность многих инвестиционных проектов сложно, так как инвестиционный цикл может длиться не один год.
Исследование, проведенное экономистом Белорусского исследовательского образовательного центра (BEROC) Марией Акуловой, четко продемонстрировало не менее важный итог борьбы за иностранный капитал: приток ПИИ в ряд отраслей не приносит значимого эффекта и не сказывается существенно на производительности экономики.
Как показывает практика, в Беларуси есть проекты со стопроцентной эффективностью, но немало и таких, эффективность которых с трудом добирается до 10%.
Например, малоффективными для развития экономики в целом оказываются вложения прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство, транспорт, легкую, химическую и нефтехимическую промышленности.
По словам Марии Акуловой, «такие отрасли как сельское хозяйство, химическая и нефтехимическая отрасли отличаются доминирующей ролью государства в них, поэтому иностранный капитал, направляемый в них, не выдерживал конкуренцию с госпредприятиями, субсидируемыми из бюджета и с помощью льготных кредитов банков».
Транспортная отрасль, легкая промышленность и финансовый сектор по большей части ориентированы на внутренний рынок, который не насыщен на все 100%. Соответственно, получение высокой прибыли возможно и без повышения производительности труда, отмечает М.Акулова.
Легкая же промышленность всегда отличалась избыточной занятостью, достаточно изношенными основными фондами и, следовательно, низкой конкурентоспособностью. Плюс к этому развитие сектора сдерживается процедурой квотирования, применяемой ЕС к белорусским текстильным изделиям.
С другой стороны, есть отрасли, вложения иностранного капитала в которые, наоборот, оказываются эффективными с точки зрения роста экономики.
Как показало исследование, увеличение иностранного капитала на 1%, например, в строительство приводит к росту общей производительности экономики на 0,18%. Аналогичный приток ПИИ в IT-отрасль и отрасль недвижимости приводит к росту производительности экономики на 0,04% и 0,06% соответственно, в топливную отрасль, машиностроение и пищевую промышленность — на 0,08%, 0,1% и 0,06%.
Как подчеркивает Мария Акулова, «особенностями машиностроения и пищевой промышленности, также как и IT-сектора, является их ориентированность на внешние рынки, что заставляет производителей и инвесторов направлять часть своих капитальных активов на обновление фондов с целью сохранения своей конкурентоспособности. Что и является главной причиной положительного эффекта от притока ПИИ в них».
Тем не менее, эксперт не считает оптимальной политику привлечение ПИИ лишь в те отрасли, которые показывают наибольшую эффективность. На взгляд М.Акуловой, необходимо диверсифицировать политику привлечения ПИИ по нескольким направлениям.
«Во-первых, привлечение ПИИ в изначально эффективные отрасли абсолютно не означает, что будет польза от подобных пришедших иностранных активов. Объясняется это тем, что, в данном случае, у инвестора нет необходимости в обновлении основных фондов, т.к. и без этого продукция конкурента на рынке и позволяет извлекать прибыль. Также всегда необходимо принимать во внимание качество иностранных инвестиций. Так, сегодня большая часть (или 65%) ПИИ пришло из России. Однако проблема в том, что уровень технологий, методы управления у наших стран в принципе достаточно похожи, за счет этого явно выраженного положительного эффекта от прихода иностранного капитала из РФ не наблюдается».
По мнению эксперта, важно также четко понимать, на какие рынки ориентируется отрасль, в которую идет иностранный капитал — внешние или внутренние, т.к. во втором случае у компаний существует меньше стимулов для модернизации и повышения своей конкурентоспособности.
«Поэтому необходимо чтобы дальнейшая политика по привлечению иностранного капитала была взвешенной, четко проанализированной и сбалансированной», — убеждена М.Акулова.