Белорусский бизнес пока неоднозначно оценивает новые условия работы в рамках Таможенного союза. С одной стороны, значительно упростились процедуры ввоза/вывоза товаров. Однако ряд других принципиальных для бизнеса вопросов до сих пор не решен.
Как показал опрос, проведенный Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. Кунявского и Минским столичным союзом нанимателей и работодателей, у бизнеса есть повод для недовольства новыми правилами игры и условиями ведения внешне-экономической деятельности.
Так, требуют дополнительного пересмотра вопросы, касающиеся таможенных пошлин. После введения единого таможенного тарифа, в связи с существовавшей и ранее высокой степенью унификации с Россией, уровень тарифной защиты Беларуси существенно не изменился. Однако по отдельным позициям ставки повышены более чем на 20%.
По мнению председателя БСПиН им. Кунявского Георгия Бадея, в этом вопросе должен быть более взвешенный подход, особенно по тем наименованиям сырья и материалов, производства которых на территории стран Таможенного союза не существует.
«Например, главным проблемным вопросом экспортной деятельности СП ЗАО «Милавица» являются негативные последствия отмены существующих в 2009 году преференций по таможенным пошлинам для предприятия. Если в конце 2009 года средняя таможенная пошлина составила 3,5%, то на сегодняшний день это уже 12,5%.
Учитывая, что предприятие вынуждено конкурировать на рынках СНГ с дешевой китайской продукцией и то, что материалы для производства корсетных изделий являются очень специфическими и не производятся на территории не только Беларуси, но и Российской Федерации и Казахстана, для сохранения уровня рентабельности и объемов продаж повышение пошлин неприемлемо».
Георгий Бадей подчеркивает, что ситуация с пошлинами приводит к сворачиванию части инвестиционных программ. В долгосрочной перспективе это будет препятствием для увеличения объемов экспорта. Он считает, что необходимо рассмотреть вопрос пересмотра таможенных пошлин с установлением нулевых ставок на исходные материалы: трикотажное полотно, эластичное полотно, вышивка, кружево, бретельные ленты.
Остаются нерешенными и проблемы, касающиеся взимания НДС. Например, для применения ставки нулевой ставки НДС в отношении товаров, экспортируемых транзитом через Казахстан, необходимо заверенные копии грузовых таможенных деклараций направлять в таможенные органы Казахстана. Это занимает длительное время — более 60 дней со дня отгрузки. В связи с этим белорусские экспортеры вынуждены облагать данные обороты по ставке 20%, что способствует неправомерному отвлечению денежных средств.
Кроме того, для нормальной работы субъектов хозяйствования необходимо искать новые пути подтверждения и распределения НДС по бюджетам стран Таможенного союза, считают представители бизнеса. «Почему-то налоговые органы Беларуси и России возложили эту работу на субъекты хозяйствования, которые вынуждены нести немалые издержки по открытию различных представительств, филиалов и т.п.», — отмечает Г.Бадей.
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов отмечает, что бизнесу пока в принципе сложно найти экономические преимущества работы в условиях Таможенного союза.
«Например, субъекты хозяйствования заявляют, что никак не упростилась работа с Российской Федерацией. Проверки на границах как были, так и остались. Белорусский товар, правда, проходит проверку по более упрощенной схеме, зато импортный проверяется по полной программе».
Серьезную озабоченность у бизнеса вызывает непонятное будущее сертификации. «Предполагалось, что у нас будет единый сертификат соответствия Таможенного союза. Но эта практика не заработала, насколько мы осведомлены. Осталась действовать старая система сертификации, то есть каждый субъект хозяйствования сам себе делает сертификат, а потом подтверждает его в другой стране», — отмечает эксперт.
При этом В.Маргелов подчеркивает, что в рамках подписанных документов Беларуси придется унифицировать сертификаты «в сторону российских. В России сертификаты выдаются на основании собственных разработанных стандартов. Более 100 тысяч долларов платится из бюджета, чтобы рабочая группа экспертов создавала стандарты».
Но российские стандарты отличаются от европейских, на которые ориентируется Беларусь. «Более 70% наших стандартов соответствует европейским. И получается, что мы ради унификации сертификатов с российскими стандартами должны отказываться от европейских. Это серьезная проблема. В частности, польские предприниматели уже высказывают по этому поводу озабоченность: «А как же мы с вами будем расширять торговое сотрудничество, если начинаются расхождения по основным вопросам?», — спрашивают они».