Опытным путем. 21.by

Опытным путем

22.10.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Опытным путем.Почему важно найти золотую середину в соотношении госрегулирования и рынка.

Беларусь первая среди стран СНГ достигла уровня 1990 года по объему валового внутреннего продукта. С 2006 по 2009 год обеспечен прирост ВВП на 32 процента. Такими темпами шагают сегодня очень немногие страны мира. Белорусская экономика оказалась самой устойчивой на постсоветском пространстве во время глобального кризиса. Какие перспективы имеет наша экономика на среднесрочный и долгосрочный периоды? Каким путем идти дальше? Об этом рассуждает авторитетный экономист Георгий ГРИЦ, заведующий кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ.

Точки роста

Сперва небольшой экскурс в историю. Белорусская экономика имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Естественное желание наших производителей в начале 90-х годов вписаться в существующую международную кооперацию натолкнулось на противодействие со стороны не только отдельных иностранных компаний, но даже государств. Это потребовало от руководства страны принятия ряда стратегических решений. В частности, в промышленной политике ставку сделали на поддержку тех отраслей, которые уже обеспечены ресурсами и могут дать наиболее быстрый эффект при их ориентации на экспорт. Белорусские промышленные гиганты при значительной финансовой помощи со стороны государства должны были многократно увеличить производство востребованной на тот период продукции. Отсюда управление на основе прогнозных, а фактически — плановых заданий, закономерная неторопливость в проведении приватизации и либерализации цен, достаточно высокий уровень налоговой нагрузки. Результаты работы созданной в тот период модели доказали ее жизнеспособность. В Беларуси и сегодня самый высокий среди стран СНГ индекс человеческого развития, стабильно высокие темпы роста ВВП и даже рентабельность около десяти процентов — выше, чем в целом по промышленности у наших восточных и западных соседей. Все эти показатели отражают так называемый мобилизационный потенциал административных рычагов управления.

Курсовая корректива

Сегодня реалии таковы, что в условиях глобального кризиса в странах с малой экономикой и недостаточными финансовыми резервами — а именно к таким странам относится Беларусь — существенно уменьшаются возможности государства по сохранению ставшего нормой уровня поддержки. Именно поэтому в прошлом году руководство страны приняло стратегическое решение — форсировать рыночные преобразования в экономике, целью которых должно стать создание конкурентоспособной по мировым меркам экономики. В ранг государственных приоритетов возведены программы комплексной модернизации реального сектора экономики и либерализация экономических отношений. Однако решить эти задачи не так просто, как кажется на первый взгляд. Сегодня уже в среднесрочной перспективе ставится цель вхождения Беларуси в число топ-30 стран по рейтингу Doing Business. В результате у некоторых чиновников создается впечатление, что как только страна достигнет указанного уровня, проблема с конкурентностью, притоком иностранных инвестиций решится автоматически. Но вряд ли разгребание созданных ранее искусственных бюрократических барьеров тянет на стратегический уровень. В лучшем случае это лишь прелюдия, после которой надо строить нормальные отношения трех сторон: государства, бизнеса и общества. Мы только в начале этого пути. Но процесс однозначно нужно оценивать как положительный и его необходимо довести до логического конца. На кого равняться? Что касается модернизации реального сектора экономики, то здесь ряд политиков и экономистов пытаются навязать обществу некие догмы. И одна из самых популярных — обязательным условием создания конкурентоспособной экономики является “уход” государства из реального сектора экономики. Но правда в другом. Чемпионами по разгосударствлению и либерализации за последние десятилетия являются страны Южной Америки. Однако за очень небольшими исключениями никто из них не добился существенного успеха, так что они никак не могут быть образцами для подражания.

На кого же тогда равняться?

С моей точки зрения, определенный интерес представляет опыт ряда стран Южно-Азиатского региона, занявших в сжатые сроки достойную нишу на мировом рынке. В частности, в Южной Корее и сегодня реализуется модель направленного экономического развития, при которой государство берет на себя значительные функции управления экономикой и непосредственного руководства промышленностью, по сути осуществляя там предпринимательскую деятельность. Сочетание государственного регулирования и рынка традиционно рассматривается в качестве обязательного элемента координации хозяйственной деятельности в Японии. Реагируя на внешние угрозы, в конце 90-х годов прошлого столетия японское правительство одобрило план либерализации национальной экономики, состоящий из 917 позиций, по которым предполагалось существенно понизить или полностью снять административные ограничения. Увеличение числа видов деятельности, где государство в той или иной степени ослабило административный контроль, было мотивировано необходимостью создать новые ниши для предпринимательства и стимулировать конкуренцию в целях повышения эффективности производства. Но в условиях нынешнего глобального кризиса японское правительство поступило по принципу “шаг назад и два вперед”: уровень бюджетной поддержки целого ряда отраслей превысил докризисный период почти в полтора раза. Нельзя проигнорировать и опыт Китая, где государство по-прежнему играет основополагающую роль в экономике, обеспечивает соблюдение законов и помогает сформировать новые предпринимательские институты и структуры.

Сейчас китайский социализм — только бренд, одно название. Доля госпредприятий в формировании ВВП там составляет не более четверти национального ВВП, но роль государства осталась весьма значительной. Разумеется, говорить о том, что либеральные рекомендации вообще не работают, было бы неверно. Но не стоит понимать их слишком буквально. Успеха добивается не тот, кто напрямую идет к цели, как можно быстрее и не сворачивая, а тот, кто находит свой собственный путь, соответствующий специфике национальной экономики, национальным традициям и менталитету. Для кого-то важнее суверенитет и влияние, для кого-то — качество жизни и демократия. Очевидно одно: нынешний мировой кризис сделал то, чего не смогли сделать могущественные ВКП(б) и ее преемница КПСС. Он практически полностью дискредитировал неолиберальную капиталистическую модель развития мировой экономики. Лучшее подтверждение этому — заявление самого известного финансового спекулянта XX века Джорджа Сороса: “Текущий кризис — это не просто следствие падения ипотеки в США, это конец 60-летнего периода развития неолиберальной экономики, основанной на неконтролируемой системе кредитования и долларе как мировой валюте резервов”. Как тут не вспомнить классиков немецкой экономической школы с их принципом: свободы и конкуренции ровно столько, сколько возможно, а регулирования и вмешательства государства столько, сколько необходимо. Важно уметь найти эту золотую середину.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почему важно найти золотую середину в соотношении госрегулирования и рынка.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика