Одновременно с программой на пятилетку власти в настоящее время готовят директиву о либерализации экономики. Правительство ранее старалось не придавать директиву огласке, стремилось не выпускать документ из своих стен. Тем не менее, сегодня у Naviny.by есть возможность рассказать о документе, который долгое время скрывали от глаз общественности.
Во вступительной части проекта директивы сообщается о грандиозных задачах, которые стоят перед страной на ближайшую пятилетку. Речь идет об увеличении валового внутреннего продукта в 1,6 раза, реальных доходов населения — не менее чем в 1,7 раза.
«Наращивание экономического потенциала страны», говорится в проекте директивы, может быть обеспечено «за счет использования предпринимательской инициативы граждан». Однако, констатируют авторы подготовленного документа, доля малого и среднего бизнеса в объеме ВВП «остается недостаточной».
Изменить ситуацию к лучшему призвана подготовленная директива. Документ декларирует ряд мероприятий, направленных вроде как на либерализацию экономики. Речь идет о доступе частников к обслуживанию госпредприятий, об участии бизнеса в подготовке законодательных актов, либерализации рынка труда.
14-страничный проект директивы, текстом которого располагают Naviny.by, включает и другие новации. Стоит подчеркнуть, например, намерение покончить с регулированием ценообразования.
Проект директивы предусматривает переход на свободные рыночные цены и тарифы с 1 марта будущего года. Предполагается, что регулирование цен сохранится лишь в отношении «минимального перечня» товаров и услуг, утверждаемого президентом.
Документ также предполагает заблаговременное информирование бизнеса об изменениях в законодательстве, которые затрагивают условия предпринимательской деятельности. Так, государство обязуется информировать бизнес о вносимых изменениях в законодательство не позднее чем за три месяца до вступления их в силу.
Правда, не обошлось без оговорок. В проекте директивы сказано, что информировать бизнес о готовящихся нововведениях государство в некоторых ситуациях все же не обязано. Так, в случаях, когда «нормативные правовые акты направлены на обеспечение экономической безопасности страны», заблаговременное информирование бизнеса о госрешениях не предусмотрено.
Одна из ключевых тем, которая также затрагивается в директиве, — равные условиях хозяйствования для частных и государственных компаний. До последнего времени такого равенства в Беларуси не было.
«Некоторые сектора белорусской экономики сегодня закрыты для частного бизнеса, — констатирует ассоциированный партнер по развитию международного бизнеса инвестиционной компании «Юнитер» Даниель Крутцинна. — Это создает определенные сложности на пути прихода в страну иностранных инвесторов».
Авторы директивы признали существование этой проблемы, правда, решать ее они предлагают достаточно своеобразно. На примере банковской системы разработчики директивы показали, что государство готово предоставить частникам дополнительные возможности, но не безвозмездно.
Так, проект директивы о либерализации предусматривает снятие ограничений на обслуживание госпредприятий в негосударственных банках. Иными словами, у частных банков появится возможность работать с госпредприятиями, которые до последнего времени обязаны были обслуживаться в госбанках.
Однако взамен на новые возможности правительство предлагает частным банкам передать и некоторые обязанности. В частности, проект директивы предусматривает расширение «участия в кредитовании государственных программ банков негосударственной формы собственности». Сомнительно, что банки такая либерализация устроит, ведь от госпрограмм сегодня хотят избавиться даже госбанки.
В качестве положительных моментов подготовленной директивы можно отметить норму, согласно которой частные страховые компании с 1 января 2011 года получат право заниматься обязательными видами страхования. Сейчас такими видами страхования могут заниматься сегодня только государственные компании.
Учтено в проекте директивы и еще одно положение, на котором длительное время настаивало бизнес-сообщество. С 1 января 2011 года, если верить документу, в Беларуси должно быть отменено обязательное применение Единой тарифной сетки работников в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с долей собственности государства менее 50 процентов. Таким образом, частные компании смогут самостоятельно устанавливать заработную плату своим сотрудникам.
Однако, несмотря на перечисленные плюсы, проект директивы не является каким-то революционным документом, который позволит существенно и в короткие сроки улучшить бизнес-среду в Беларуси.
Во-первых, не решен один из ключевых вопросов, влияющий на бизнес-климат — вмешательство госструктур в деятельность частных компаний. Месяц назад представители трех бизнес-союзов Беларуси обращались с письмом в Администрацию президента, в котором указывали на необходимость решения этого вопроса.
По данным бизнес-сообщества, «многие частные предприятия в регионах губятся сегодня благодаря указаниям из райисполкомов у кого что закупать и кому что продавать».
Следовательно, полагают союзы предпринимателей, в директиву должна быть внесена норма, которая исключает вмешательство представителей органов госуправления в хозяйственную деятельность частных компаний.
Второй существенный вопрос, который слабо отражен в проекте директивы, но существенно влияет на бизнес-среду — полномочия контролирующих органов.
В том проекте директивы, который рассматривали неделю назад госорганы Беларуси, не было норм, которые бы ставили в некие рамки действия проверяющих структур. В то же время бизнес-союзы считают, что полномочия контролирующих органов в части проведения самостоятельных проверочных мероприятий должны быть ограничены.
Наконец, правительство в ходе подготовки директивы отказалось идти навстречу индивидуальным предпринимателям. Бизнес-союзы настаивали отменить запрет нанимать работников, действующий в отношении индивидуальных предпринимателей. Однако в правительстве посчитали это предложение преждевременным.
Таким образом, многие существенные нормы, которые способны были заметно улучшить бизнес-среду, в проект директивы не попали. Это говорит о том, что сегодня правительство не готово к решительным действиям на пути либерализации.
Кроме этого, как сообщили Naviny.by информированные источники, реализация директивы потребует принятия дополнительных документов в 2011 и 2012 гг. — постановлений правительства. Соответственно, вступление в силу заложенных в директиве решений растянется на достаточно продолжительный срок, что еще больше ослабит ее либерализационный эффект.